Похож — не похож

Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, на­ходить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, ко­торая называется «Похож — не похож».

Обращаясь к детям, он говорит: «Помните, мы с вами, учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они от­личаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте (пауза). У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать».

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми ле­пестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы пере­дает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. «Ползли два жука. Один маленький, красненький, с чер­ными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит* (божья коровка и майский жук),

Ира. «Животные, оба проворные. Одно серого цвета, другое — рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо» (лисица и волк),

Сережа. «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо (трактор и грузовик).

Воспитатель предлагает в следующий раз выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают это задание и дают описание, например, кошки и котенка, ели и сосны, дивана и ска­мейки и др.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, воспитывается понимание юмора, умение самому пошутить. Эти игры повышают интерес детей к приобре­тению новых знаний.

Перед тем как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали. Дети отвечают, что небылица — это выдумка, то, чего не бывает в жизни, небылицы часто встречаются в сказках. Если они не смогут ответить, воспитатель сам скажет им об этом.

Он предлагает детям рассказать какую-нибудь небы­лицу из знакомых сказок. Дети вспоминают: «Красная Шапочка не могла выйти живой из брюха волка», «Гуси не могут унести на крыльях Иванушку», «Рыбка не мо­жет делать чудеса», «Звери не умеют разговаривать» и т. д.

После того как дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведение с небылицами, зна­комит их с занимательным содержанием. Бывает так, что у ребят возникают вопросы, на которые воспитатель сра­зу не может дать ответ, например: плавают ли слоны, заправляют ли ракету бензином и т. п. В таких случаях он обещает детям рассказать об этом завтра и, выяснив для себя, что требовалось, на следующий день обяза­тельно дает им правильный ответ. Иначе у ребят про­падет интерес к таким играм.

При проведении игры следует брать не все произ­ведение, а лишь часть его. Первоначально отрывок мо­жет содержать 2—3 небылицы, а затем их может быть больше. Опыт проведения игр показывает, что дети могут запомнить и назвать 6—7 небылиц, содержащихся в от­рывке. Исходя из этого, воспитатель самостоятельно раз­бивает произведение на смысловые части.

В приложении I приводятся доступные для понимания детей юмористические рассказы, сказки с небылицами. Воспитатель может использовать их для игр и проводить такие игры по предлагаемой методике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: