1. Беседа — основная форма осуществления психологического консультирования.
Главное отличие консультационной беседы от обычного разговора в том, что беседа:
• имеет заранее определенную направленность, цели;
• проводится в соответствии с планом, разделенным на технические этапы, на каждом из которых решается определенная задача или группа задач.
2. Во всем множестве моделей структуры процесса психологического консультирования можно выделить наиболее типичные и универсальные этапы работы. Универсальная и наиболее полная модель структуры процесса психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:
• этап эмоционального отреагирования:
• предоставление клиенту возможности выговориться и выразить свои чувства;
• помощь в осознании своих целей, мыслей, чувств, эмоций, возможности действий;
• помощь в интеграции, принятии отторгаемых аспектов личного бытия — "негативных" частей личности, мыслей, чувств и т. п.;
• этап «движения» клиента в проблеме.
• предоставление клиенту эмоциональной поддержки;
• рассмотрение и анализ позитивных (но не "выгодных") аспектов проблемной ситуации;
• формирование у клиента ресурсного состояния;
• этап переформулирования проблемы.
• осознание клиентом причин проблемы;
• совместное переформулирование проблемы в альтернативы и цели;
• этап заключения динамического контракта:
• обсуждение организационных аспектов консультирования (время, место, количество встреч и т.п.)
• доля ответственности клиента и консультанта: психолог отвечает за профессионализм своих действий, а клиент — за свои действия и за личный результат;
• выявление и коррекция нереалистичных ожиданий клиента;
• этап формирования регистра возможных решений:
• поощрение клиента к самостоятельному продуцированию решений, ненавязывание своей точки зрения и своих решений;
• помощь клиенту в четком формулировании вариантов решений,
• проговаривании и их анализе;
• критическая оценка каждого решения, прогнозирование дальнейшего развития ситуации при выборе того или иного способа решения проблемы;
• этап выбора оптимальных решений проблемы характеризуется
• выбором оптимального, наиболее подходящего решения с точки зрения клиента, а не консультанта;
• этап закрепления мотивации представляет собой:
• разработку плана осуществления выбранного способа решения проблемы;
• детальное проговаривание всех шагов;
• формирование уверенности в правильности сделанного выбора и ресурсного состояния;
• завершающий этап консультирования предполагает:
• в завершение одной сессии:
- анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи;
- обсуждение и планирование дальнейших действий консультанта и клиента (необходимость повторных встреч, организационные вопросы);
- отсоединение;
• при завершении процесса консультирования:
- подведение клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за свою жизнь;
- назначение катамнестической встречи (через месяц, год и т. п.) с целью проверки результатов консультирования;
- отсоединение (прекращение тесного общения клиента и консультанта, после чего клиент берет ответственность на себя и начинает самостоятельно решать свои проблемы).