Модели структуры психологического консультирования

1. Под структурой психологического консультирования понимается совокупность технических этапов, которые проходят консуль­тант и клиент в процессе консультирования. Эти технические этапы не имеют жестких границ и представляют собой услов­ное деление, цель которого — понимание всего процесса кон­сультирования, а не указание на точное соблюдение установленного алгоритма действий.

Каждый из этапов имеет свои отличительные особенности:

• специфические цели и задачи;

• временные аспекты;

• приемы и техники работы консультанта, особенности его по­ведения;

• особенности поведения и состояния клиента;

• уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.

Свою структуру имеет как весь процесс консультирования в це­лом, подразумевающую динамику встреч в начале, в середине, и в конце консультирования, так и каждая отдельная сессия внутри консультирования.

2. Существует несколько подходов в определении и структуриро­вании пространства психологического консультирования.

Вы­деляются следующие модели структуры психологического кон­сультирования:

• эклектическая модель Р. Кочюнаса;

• четырехступенчатая модель;

• шестишаговая модель А. Блазера.

Эклектическая модель включает в себя следующие технические этапы:

этап исследования проблем клиента, предполагающий:

- установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т. п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; формирование климата обоюдного доверия',

- поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики;

- поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рас­смотрение проблемы им самим;

этап двумерного определения проблем, включающий:

- уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание сво­их интерпретаций и гипотез;

- определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением;

в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы — возврат на стадию уточнения и прояснения;

этап идентификации альтернатив, включающий:

- обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом;

- побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы;

этап планирования, содержащий:

- сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению;

- осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем;

- составление плана реалистичного решения проблемы;

- разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения;

этап деятельности, включающий:

- последовательную реализацию выбранного плана действий;

- учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятель­ства, временные и эмоциональные затраты;

- обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведе­ние клиента к осознанию неудачи как не конечного результата
намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий;

этап оценки и обратной связи, включающий:

- оценку клиентом совместно с консультантом полученного ре­зультата и уровня достижения поставленной цели;

- обобщение достигнутых результатов;

- анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных бо­лее глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.

Четырехступенчатая модель психологического консультирования включает в себя следующие технические этапы:

• установление раппорта, "присоединение" консультанта к клиенту;

• ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации про­блемы;

• терапевтическое завершение, то есть формирование у клиента мотивации на решение проблемы.

Шестишаговая модель А. Блазера включает в себя следующие технические этапы:

• этап установления раппорта, характеризующийся:

- формированием доверия;

- частичным проигрыванием терапевтом той роли, которой ждет от него клиент; «использованием этого приема только на данном этапе;

• этап составления жалобы, включающий:

- анализ типа жалобы, предъявляемой клиентом: непонятной, составной (когда можно увидеть отдельную жалобу за общим состоянием "все плохо"), явной, скрытой;

- стратегию выявления типа жалобы клиента, включающую:

- отражение консультантом истинного содержания жалобы через различные приемы в речи (резюме, перефразирование, повторение фразы);

- отражение чувств клиента, но не с целью демонстрации эмпатии, а с целью выявления истинной природы жалобы и лежащих в ее основе эмоциональных переживаний (кон­сультант: "Я чувствую, что когда вы это говорите, то ощу­щаете...");

- изучение установок клиента, его мировоззрения, внимание консультанта к тому, как говорит клиент, как объясняет свою проблему, в чем видит ее причины и суть, кого или что винит в возникновении этой проблемы, каково окружение клиента и ситуация в целом;

• этап анализа проблемы, включающий:

- наличие хорошего раппорта между консультантом и клиентом и атмосферы доверия, а в противном случае клиент вытеснит про­блему и интерпретации консультанта и замкнется в себе;

- анализ условий возникновения и протекания проблемы, эмоцио­нальных, поведенческих реакций, когнитивной составляющей клиента;

- анализ истории возникновения проблемы, то есть время возник­новения, длительность протекания на данный момент, дина­мика проблемы, как решалась проблема клиентом и решалась ли она вообще до обращения за помощью;

- функциональное значение проблемы для клиента, зачем она ему нужна, какая выгода содержится в проблеме, что в ней пози­тивного для клиента;

- построение гипотез, их проверка и подтверждение;

- вербальную активность консультанта, использование различ­ных вопросов, техник "разговорения" клиента, побуждение кли­ента к осознанию своей проблемы;

• этап формулирования проблемы, включающий:

- подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через присутствие в ней фразы "Я понял", а не к пас­сивному восприятию им интерпретаций консультанта;

- выявление актуальной потребности клиента после осознания им истинной сути свой проблемы, использование вопросов типа "Чего ты теперь хочешь?", детализация того, что конкретно хо­чет клиент;

- конкретное и четкое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога (напри­мер, покупка новой квартиры как решение конфликтов с ро­дителями не входит в компетенцию психолога);

• этап проработки проблемы, включающий:

- "движение" клиента в проблеме, расширение взгляда на пробле­му, изменение отношения к проблеме, поиск решения или способа изменений;

- использование различных методов и техник, которые подходят для данного конкретного клиента;

- перенос результатов в реальность (мотивация клиента на осу­ществление тех действий, которые были задуманы в процессе консультирования);

- обратную связь по поводу результатов;

• этап завершения, характеризующийся "отсоединением" клиента в случае позитивного для него решения проблемы, когда кон­сультант дает понять клиенту, что он должен теперь быть са­мостоятельным и обходиться без помощи специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: