Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением Финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.
Финансовый контрольявляется формой реализации контрольной функции финансов.
Назначение финансового контроля заключается:
• в содействии реализации финансовой политики государства;
• обеспеченииэффективного использования бюджетных финансовых средств.
Задачами финансового контроля являются:
• контроль за соблюдением бюджетного законодательства;
• обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней;
• выявление резервов роста финансовых ресурсов;
• обеспечениесохранности государственной и муниципальной собственности.
Рассмотрим классификацию финансового контроля.
1.В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают финансовый контроль:
• государственный;
• внутрихозяйственный;
• независимый (аудиторский).
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Государственный финансовый контроль включает такие виды финансового контроля как:
• общегосударственный,имеющий наибольшее значение в силу особого статуса государственных органов (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ), которые осуществляют данный контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Проводится с целью проверки законности и эффективности использования государственных средств, а также целесообразности осуществляемых расходов;
• вневедомственный,осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и др.) и направленный на объекты финансового контроля, независимо от их ведомственной принадлежности;
• ведомственный финансовый контроль,проводимый министерствами, ведомствами и другими органами государственного управления (их самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями) в целях контроля производственной и финансовой деятельности их подведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (экономическими службами) и направлен на производственную и финансовую деятельность самого предприятия.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль проводится специально аттестованными аудиторами и аудиторскими фирмами в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.
Общественный контроль производится неправительственными организациями. Объект контроля зависит от стоящих перед ним задач;
Международный контроль осуществляется международными субъектами.
2. В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на следующие формы:
- предварительный финансовый контрольосуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии планирования и прогнозирования дополнительных финансовых ресурсов;
- текущий финансовый контрольпроводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществляется с целью предотвращения финансовых нарушений и возможных потерь в процессе расходования бюджетных средств в ходе финансовой деятельности государства.
- последующий финансовый контрольосуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проводится с целью выявления нарушений финансового законодательства и оценки эффективности финансовой деятельности (например целесообразности расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций и т. д.) путем анализа и ревизии отчетной бюджетной документации.
Методами финансового контроля являются следующие приемы и способы его осуществления:
• наблюдение - ознакомление с финансовой деятельностью объекта финансового контроля;
• обследование хозяйственной деятельности - представляет собой изучение показателей финансового состояния объекта финансового контроля;
• проверка финансовой деятельности - проводится с целью финансового контроля основных вопросов финансовой деятельности объекта контроля с использованием балансовых, отчетных и расходных документов;
• финансовый анализ - осуществляется в целях оценки финансового состояния объекта контроля на основе использования системного подхода и различных аналитических приемов;
• ревизия (плановая, внеплановая) - представляет собой всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству с использованием комплекса методов, таких как:
• встречная проверка;
• восстановление количественного учета;
• контрольное сличение и др.;
• надзор,осуществляемый контролирующими государственными органами, за финансовой деятельностью субъектов контроля(например за субъектами, имеющими лицензию на определенный вид деятельности).
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Финансовый контроль включает проверку:
· соблюдения требований экономических законов;
· составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
· эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
· налоговых взаимоотношений.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.