Тему нашего дипломного исследования. Введение

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения, и конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Ситуация осложняется многообразием программ, применяемых в начальной школе, успешное овладение которыми требует развития различных сторон личности.

Сегодня далеко не все дети имеют возможность посещать государственные детские сады, в которых вопрос подготовки ребенка к школе успешно решается в условиях подготовительной группы. Родители вынуждены искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных, этапах обучения.

В современных условиях у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Это группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду; педагогические комплексы "Школа - Детский сад"; введение так называемых "нулевых" классов в школе. Появились и многочисленные центры детского развития, ориентированные на оказание платных услуг населению, в том числе и по подготовке ребенка к школе.

В негосударственных детских центрах развития реализуются многообразные программы по подготовке детей к школе, декларируется применение личностно-ориентированных технологий, способствующие не только развитию мыслительной активности ребенка, но и формированию активной творческой личности. Насколько эффективны данные программы в контексте подготовки ребенка к школе, мы и решили проверить в нашем исследовании.

Исходя из этого, мы определили тему нашего дипломного исследования ‒ «Психологическая готовность к обучению в школе воспитанников детского сада и детского центра развития».

Объект исследования: психологическая готовностьвоспитанников детского сада и детского центра развития.

Предмет исследования: различия в психологической готовности воспитанников детского сада и детского центра развития.

Цель исследования: выявить отличительные особенности психологической готовности воспитанников детского сада и детского центра развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к проблеме психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.

2. Дать характеристику структурных компонентов психологической готовности к школе.

3. Рассмотреть программы воспитания и обучения детей, реализуемые в государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.

4. Подобрать диагностический инструментарий для определения психологической готовности детей к школе.

5. Выявить различия в психологической готовности к школе у воспитанников детского сада и детского центра развития.

Гипотеза исследования: приступая к исследованию, мы предположили, что будут существовать различия в уровне психологической готовности к школе у детей, посещающих детский центр развития и детей, посещающих детский сад. Учитывая малую наполняемость группы, игровой характер развивающих занятий в детских центрах развития, психологическая готовность воспитанников цента будет выше, чем психологическая готовность детей, посещающих детский сад.

Теоретической базой исследования явились работы ведущих отечественных ученых-психологов по проблеме психологической готовности к школьному обучению: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.Л. Венгер, Ю.Ф. Змановский, М.И. Лисина, Г.И. Капчеля, Я.Л. Коломинский, В.С.Мухина, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, В.В.Давыдова, Е.Е.Сапогова, Д.Б. Эльконин, М.Н. Костикова, Д.И. Фельдштейн, Н.И. Гуткина, Н.И. Нижегородцева, В.Д. Щадриков, Е.А. Панько, Л.И. Божович, К.В. Бардин и др.

Методы исследования:

‒ анализ научной литературы;

‒ тестирование с использованием методик: методики «Домик» Н. И. Гуткина, «Классификация» Н.К.Поливанова, И.В.Ривина, «10 слов» Л.А.Венгер, определение мотивов учения М.Р.Гинзбург, «Лесенка» В.Г.Щур, «Выбор по аналогии» Н.К.Поливанова, И.В.Ривина, «Дополни набор» Н.К.Поливанова, И.В.Ривина.

‒ методы математической обработки данных, U-критерий Манна-Уитни;

База исследования: ГОУ «Детский сад №2691» и негосударственное образовательное учреждение Детский центр «Развитие XXI век».

Научная новизна: выявлены особенности психологической готовности к школе воспитанников детских центров развития, доказана эффективность деятельности негосударственных дошкольных учреждений по подготовке детей к школе.

Практическая значимость: возможность использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: