double arrow

Проблема психологической готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов

Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века (А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др.). Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн и др.).

В исследованиях второй половины XIX века готовность детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и рассматривается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии. Само понятие «готовность к обучению школе» еще не используется, однако вопросы, составляющие современное содержание проблемы, уже в то время ставятся и активно исследуются, формируются теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода Дж. Селли, Э. Меймана, А. Бине, Ст. Холла, К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, Е.И. Кондрата, Е.Н. Водовозовой и др., отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения, рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение.

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах - общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. Это важнейший итог психического развития ребенка в период дошкольного детства.

В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков и психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать универсальным. Рассмотрим их более подробно.

Педагоги разрабатывали проблему формирования готовности детей к обучению в школе, с тех пор как появились общественные учебные заведения.

А. С. Симонович считала обязательным условием готовности детей к обучению систематическую подготовку дошкольников. Этой же точки зрения придерживались П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский по их мнению признаком готовности детей к обучению в школе является интеллектуальная готовность. В. Н. Водовозова рассматривала подготовку детей к школе на основе возрастных особенностей, предлагая побуждать интерес к учению. Одни исследователи (Л. О. Каганер, В. Радина и др.) считали обязательным показателем готовности определенный уровень физического и умственного развития детей, их ориентацию в социуме. Другие исследователи (П. П. Блонский, В. Гилевич, Н. К. Крупская и др.) считали показателем «школьной зрелости» наличие внимания и интереса у ребенка к чтению.

Я. А. Коменский сформулировал показатели готовности такие как знания в области окружающего мира, способность к логическому рассуждению, познавательную направленность и стремление к учебной деятельности. И. Г. Песталоцци, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

С точки зрения отечественных педагогов готовность к обучению в школе подразумевает систематическую подготовку в умственном, физическом, нравственном развитии, наличие интереса ребенка к учебной деятельности. Изучение опыта отечественной педагогики по проблеме готовности детей к обучению в школе обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности. Таким образом, педагогический подход, основанный на определение готовности к школьному обучению, подразумевает систематическую подготовку по сформированности навыков учебной деятельности.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Он сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению в интеллектуальном отношении заключается в развитии у детей интеллектуальных процессов.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., выделяют наряду со специальной готовностью к предметному обучению, общую готовность. Содержанием общей готовности должны стать простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью.

А. Н. Леонтьев ввел новый термин «общая и психологическая готовность к обучению», выделив такой существенный компонент, как умение дошкольника управлять своим поведением.

А. А. Люблинская и А. П. Усова расширили структуру компонентов готовности, выделив сформированность у детей познавательного отношения к окружающему миру, желание заниматься, интерес к учению.

К.В. Бардин, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др., рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе, с точки зрения развития личностных качеств.

Л.И. Божович включает в это понятие развитие особенностей личности ребенка, выражающееся в отношении ребенка к школе, учителю, учению в школе. Ученый считает, что под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка мотивации учения, позволяющий выполнять учебные задания. Сформированность учебной мотивации, складывающаяся из познавательных, социальных мотивов и мотивов достижения, обеспечивает необходимый уровень произвольности поведения и учебной деятельности.

М.И. Лисина, Г.И. Капчеля выделили общую подготовку детей к школьному обучению, включающую в себя запас знаний, умений и навыков, специальную подготовку детей к школьному обучению, то есть обучению дошкольников элементам учебной деятельности и положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные, эмоциональные, волевые компоненты личности дошкольника.

Я.Л. Коломинский ввел понятие социально-психологическая готовность связанную с изменением социально-психологического статуса.

В.С. Мухина рассматривает основные направления психологической готовности, как желание стать школьником, высокий уровень волевого развития, произвольность познавательной деятельности, уровень развития познавательных процессов, мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

К определению психологической готовности к обучению в школе Н.Г. Салмина выдвигает необходимость формирования произвольности, работа по образцу, она считает, что одним из новообразований в дошкольном возрасте является овладение семиотической функцией влияющим на интеллектуальное развитие.

А.В. Запорожец под готовностью к школе характеризует достижение ребенком новой стадии физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер пишут о том, что развитие умственной готовности выражается в умении слушать и выполнять указания взрослого, определенного уровня механической и логической памяти, владение понятиями и умения планировать свои действия, умение отличать слово от обозначаемого предмета, владение арифметическими операциями, готовность руки к письму.

Н.И. Гуткина считает, что психологическая готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психического развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников.

Н.И. Нижегородцева и В.Д. Щадриков отмечают, что психологическая готовность сложное структурное образование, которое включает в себя личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные знания, некоторые учебные навыки.

При всех различиях в формулировках авторов понимание готовности к обучению в школе выделяется как комплекс определенных психических качеств, являющихся предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка в результате всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Важным аспектом является рассмотрение готовности с позиции возрастной периодизации. По мнению ряда исследователей (В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, Д.Б. Эльконина, и др.), только тот ребенок готов к школьному обучению, который прошел кризис 7 лет.

Существуют противоположные взгляды на кризис 7 лет. Е.Е. Сапогова в своем исследовании рассматривает психологические особенности периода в развитии детей 6-7 лет. Согласно данным М.Н. Костиковой, Е.Е. Кравцовой и др., кризис 7 лет можно назвать кризисом 8 лет.

Из этого можно заключить, что возрастные границы кризиса индивидуальны. Примером тому служит попытка ввести обучение в школе с 6 лет, которая окончилась неудачей. Основная причина этого, как показали исследователи психологи (Ш.А. Амонашвили, 1986; Л.А. Венгер, А.Л. Венгер,1985 и др.), дети 6 лет все еще являются дошкольниками.

Таким образом, проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как подготовку к существующим формам школьного обучения, а как проблему развития предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Опираясь на разработанную теорию возрастного развития отечественными психологами (Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейном и др.) психологическая характеристика предполагает анализ возрастных задач развития, таких как физическое и физиологическое развитие ребенка, социальная ситуации развития, противоречие возраста, возрастные новообразования. Учет возрастных задач означает переход к новому этапу психического развития, когда полноценно прожит, предшествующий и сформированы соответствующие новообразования.

Основным возрастным новообразованием является формирование у ребенка произвольности. В плане психического развития оно выражается в произвольности психических процессов, умение сознательно ставить цели познавательных действий и находить средства их достижения. В плане личностного развития произвольность заключается в соподчинении мотивов, заключающееся в выстраивании их в иерархическую систему, в которой большее значение приобретают социальные мотивы.

Таким образом, психологические особенности возраста необходимо учитывать для понимания физиологических и психологических механизмов, раскрывающую часть проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению.

В возрастной ступени дошкольного и младшего школьного возраста главным является психолого-педагогический подход, раскрывающий часть проблемы особенностей психического развития детей, предпосылки формирующиеся в дошкольном возрасте являются главными в решении проблемы психологической готовности к школьному обучению.

Психологический аспект проблемы готовности к обучению в школе составляют исследования влияния обучения на психическое развитие ребенка и формирование личности и индивидуальности в разных условиях дошкольного образования в условиях организованного обучения и воспитания и условиях свободного воспитания.

С точки зрения отечественных психологов готовность к обучению в школе рассматривается как развитие комплекса психических качеств, которые являются предпосылками и источниками психологической готовности. Психологическая готовность заключается в сформированности психических качеств к моменту поступления в школу, и является основной задачей развития ребенка дошкольного возраста.

Зарубежными исследователями по проблеме готовности к школьному обучению, установлена взаимосвязь между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие). По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении.

Однако в исследованиях зарубежных ученых нет четкого разделения понятий готовность ребенка. Одни авторы рассматривают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста, то есть ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста. Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения. Одни ученые критерием школьной зрелости считают расхождение паспортного и биологического возраста. (H. Oster,1969). Следующие ученые считают объективное рентгенологическое обследование и установление костного возраста (Ch. Roche, G. Ritzel, 1968). В других случаях школьная зрелость отождествляется с умственными способностями ребенка (L. Winter, 1972).

Й. Шванцара под готовностью к обучению в школе выделяет умственный, социальный и эмоциональный элементы психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким элементам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению, а также социального поведения.

Для зарубежных психологов школьная зрелость означает достижение такого уровня развития, когда ребенок способен самостоятельно принимать участие в школьном обучении, предполагает развитие педагогической и психологической готовности, потому как уровень развития умений и навыков, как чтение и письмо, не есть признак психологической готовности.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по проблеме психологической готовности к школьному обучению, можно сказать, что данный вопрос изучен достаточно широко. Основное внимание зарубежных психологов направлено на изучение интеллектуальных возможностей детей, что находит отражение в применяемых ими тестах и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса. Зарубежные психологи определяют школьную зрелость в единстве педагогической и психологической готовности.

В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. Помимо теоретических исследований, отечественными учеными проводится разработка методов диагностики психологической готовности к школе, которые показывают развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах и имеют несомненное практическое значение и хорошую прогностическую способность.

Таким образом, существующие в современной науке определения позволяют сказать, что психологическая готовность это сложное, комплексное образование, представляющее такой уровень развития ребенка, который позволит успешно освоить школьную программу. Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Психические качества, определяющие готовность, взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности обучения в школе. Основным содержанием понятия психологическая готовность является готовность к учебной деятельности, способность принять и решить учебную задачу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: