Специфика подготовки детей к обучению в школе в различных детских образовательных учреждениях

Подготовка детей к школе, сводится в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических форм активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место обучению на занятиях. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Поэтому построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода. [8]

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что возникают существенные препятствия в обеспечении преемственности и перспективности в системе образования. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника способности необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Такой подход можно обозначить как ориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. [9]

Проведенные исследования в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. На сегодняшний день, мы имеем дело с такой моделью организации дошкольного образования, где ставятся во главу угла не интересы системы образования, учителя или даже самого ученика, он сориентирован на конкретные, интересы ребенка и его семьи. Такой подход называется личностно-ориентированным и нацелен на развитие каждого ребенка, что обеспечивает развивающий тип образования, которое строится по своим правилам для каждого возраста.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов.

Важным показателем преемственности является информация об уровне готовности ребенка к школе.

Как показывают многочисленные исследования ученых, возраст 6-7 лет период наиболее интенсивного формирования психологической готовности к обучению в школе. Форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье, развитии.

Психологическая готовность к школе является итогом всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста. Формирование полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной деятельностью.

Раннее обучение в дошкольном возрасте привело к тому, что сегодня в школу стали приходить недоигравшие дети, умеющие читать, писать, но отстающие в развитии. Все это выражается в не умении наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выполнять творческие задания, с недостаточно развитым воображением, вниманием, произвольностью психических процессов, волевой регуляцией поведения, коммуникативные навыки у таких детей не сформированы. [22]

Более полноценно и системно подготовка ребенка к школе осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В отличие специализированных центров, в которых школьная подготовка носит односторонний характер, как правило, ограничивается обучением детей чтению, счету и письму или обеспечивает какое-либо одно направление развития ребенка. В дошкольных образовательных учреждениях организация предметно-развивающей среды и всего воспитательно-образовательного процесса направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка в детском саду решает целый спектр задач, связанных с общим развитием ребенка, формированием умственных, познавательных, сенсорных, социально-коммуникативных способностей, содействующих успешному обучению в школе.

Эффективность и качество образования детей в дошкольных учреждениях обусловлено образовательной программой.

Современные программы направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, его адаптации жизни в обществе, гарантировать ребенку к концу дошкольного детства базовый уровень образования. Исходя из современных представлений об общей психологической готовности к обучению в школе, ребенок должен быть интеллектуально развит. Чем разнообразнее деятельность, тем успешнее развивается он интеллектуально, эмоционально-личностно, вызревают перспективные новообразования, как произвольность поведения, самоконтроль, воображение, способность мыслить логически, которые являются базой для систематического обучения.

Поэтому одна из важных задач дошкольного образования состоит в развитии эмоциональной, познавательной сферы, то есть наглядно-образного мышления, воображения и познавательной активности.

На сегодняшний день действуют комплексные и парциальные образовательные программы. Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем направлениям работы, парциальные определяют содержание одного или несколько направлений работы. Одно из главных требований к комплексным программам является соблюдение преемственности с программами начального образования, в которых должны содержаться показатели уровней развития детей на разных этапах дошкольного детства.

Вариативность программ имеет свои минусы, объясняется тем, что некоторые инновационные авторские программы могут не всегда гарантировать качественные образовательные услуги.

В рамках исследования рассмотрим комплексную программу используемую в государственном образовательном учреждении детский сад «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

Данная программа основывается на развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

Программа представляет собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа представляет все направления дошкольного воспитания как физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, художественное развитие и представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Первостепенное значение программы эмоциональное благополучие, забота о здоровье, использование различные виды деятельности, творческая организация, вариативность материала, обеспечение развитие ребенка в процессе воспитания и обучения, участие семьи, соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. Развитие в рамках данной программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей от рождения до семи лет.

В негосударственном образовательном учреждении детского центра развития следующая образовательная программа «Детский сад 2100», руководитель которого А.А. Леонтьев.

Основной целью данной программы является реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, создания условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

В программу входит решение таких задач как развитие познавательной сферы: мышления, воображения, памяти, речи, развитие эмоциональной сферы, формирование практической, познавательной, творческой и другой деятельности, гармоничное развитие личностных качеств ребенка. Условиями решения данных задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Цель программы определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Представленные программы основываются на принципе развивающего обучения, и представляют собой вариативную форму.

Основной целью данных программ является развитие умственной, трудовой, творческой, эмоциональной, физической, нравственной стороной личности ребенка, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Таким образом, современные программы образования представляют собой комплексный подход решения проблемы готовности детей к обучению в школе, решающие проблему психологической готовности, учитывающие индивидуальные особенности психического развития детей дошкольного возраста.

В содержании дошкольного образования появляются фрагменты, заимствованные из школьной программы. Методы обучения носят школьный характер. Тем самым осуществляется искусственная акселерация развития ребенка дошкольного образования.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что, практика слишком раннего принудительного обучения детей знаниям, умениям и навыкам с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации.

Взаимосвязь, построение различных видов деятельности в период развития новообразований, позволяют говорить о том, что перенос прямого обучения в дошкольный возраст не является адекватной формой усвоения знаний детьми. В формировании психологической готовности огромную роль играет развитие свободной игры, в результате которой формируются предпосылки к обучению в школе.

Анализ состояния проблемы исследования пока­зывает, что психологическая готовность к школьному обучению имеет специфическое содержание, показателем которого является не только умственное содержание, но и личностное развитие ребенка.

Таким образом, при определении ребенка к школьному обучению важно найти способы и формы индивидуального подхода, учитывающие особенности его готовности к школьному обучению с возможностью целенаправленного формирования психологической го­товности к школьному обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: