1. Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т. д. По содержанию и назначению письма могут быть:
• инструкционные (содержащие указания и разъяснения подведомственным организациям);
• гарантийные (дающие гарантии выполнения каких-либо обязательств, оплаты, сроков и т. п.);
• информационные (содержащие полезную для адресата информацию, а также просьбы, напоминания, предложения);
• рекламные (рекламирующие товары и услуги);
• коммерческие (содержащие конкретные предложения по заключению сделок);
• рекламационные (содержащие претензии по качеству товаров или услуг);
• письма-запросы (содержащие просьбу о предоставлении какой-либо информации);
• письма-приглашения и др.
В ряде случаев составляются сопроводительные письма, когда направляемый адресату основной документ требует дополнительного пояснения. В сопроводительном письме указывается:
• с какой целью направляется основной документ;
|
|
• что с ним необходимо сделать;
• в какие сроки.
Если же сопроводительное письмо не несет смысловой нагрузки, то составлять его не рекомендуется.
2. Подготовка письма включает следующие стадии:
• изучение существа вопроса;
• сбор необходимых сведений, в т. ч. из предыдущей переписки;
• подготовка проекта письма;
• согласование проекта (при необходимости);
• подписание руководителем.
Проекты писем готовятся исполнителями по поручению руководителя предприятия. Письма оформляются на бланке письма. Письмо должно иметь:
• дату;
• номер;
• ссылку на дату и номер полученного письма (в письмах-ответах);
• адресат;
• заголовок (отвечающий на вопрос "о чем?");
• текст;
• отметку о наличии приложений;
• подпись;
• отметку об исполнителе.
В письмах название вида документа не указывается, за исключением гарантийного письма.
Если письмо направляется в дополнение к ранее посланному, то в нем следует указать номер и дату ранее посланного письма.
Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Текст письма, как правило, не превышает одной страницы. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.
Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной.
В вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы, например:
• "Согласно контракту № 24 нами получена 26.01.2003 партия № 3 телевизоров "Sony", в которой обнаружен 1 (Один) телевизор в поврежденной коробке (коммерческий акт от... №...)...".
|
|
В основной части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т. п.), например:
• "Просим в течение 10 банковских дней заменить поврежденный при транспортировке телевизор (согласно п. 4.2 нашего контракта)".
Директору "Трансаэро"
г-ну И.В. Кульбицкому
01.10.2003 №1-3/27
На № Д-52 от 29.09.2003
О ценах на вертолеты Ми-8А
Уважаемый Игорь Витальевич!
Представитель нашей компании А.В. Бардов по просьбе южнокорейского заказчика провел предварительный осмотр 2 вертолетов Ми-8А, которые предлагает на продажу Ваше предприятие.
У заказчика имеются подобные предложения из Германии, и в ближайшее время он должен решить, с какими контрагентами будет работать в дальнейшем. Поэтому для продолжения переговоров нам необходимо срочно получить от Вас цены на эти вертолеты, для начала на условиях "как есть". Стоимость демонтажа и транспортировки можно будет обсудить позднее.
В случае оперативного получения информации и соответствия цен прогнозам южнокорейской стороны представители заказчика готовы прибыть в Россию в конце октября 2003 г. для детального обсуждения условий контракта.
Генеральный директор подписьГ.К. Жирнов
Л.О.Смирнова
236 01 26