Словарь терминов

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.

Аграфия — нарушение письма, часто связанное с различными расстройствами речи.

Агрессия — деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.

Адаптация — постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.

Алексия — нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.

Амбивалентность чувств — двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Аутизм — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.

Афазия — системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).

Биогенетический закон —закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Ведущая деятельность — вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Высшие психические функции — сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.

Госпитализм — совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).

Депривация — потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.

Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).

Идентификация — употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.

Негативизм — немотивированное поведение, проявляющееся в действиях и словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.

О бучение — процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определенных знаний и умений.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую (интеллектуальную) или специальную (к конкретной деятельности) одаренность.

Онтогенез — процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Познавательные (когнитивные процессы) — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.

Помощь психологическая — профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах — психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психодиагностика— область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека.

Психотерапия (психокоррекция) — направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рекапитуляции теория — теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Речь эгоцентрическая — речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.

Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.

Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Трансфер — применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.

Трудные дети — термин, существовавший в психологии для обозначения детей, не отвечающих по своим интеллектуальным и личностным качествам возрастной норме. В эту категорию попадали как дети с умственной отсталостью, так и трудновоспитуемые, а иногда одаренные дети.

Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.


Приложения

К главе 2

Приложение 1. Планки психологических заключений

Приложение 2.Протоколы коррекционно-диагностических мероприятиий.

Приложение 3. Журнал психологических запросов

Приложение 4. Бланк психологического запроса

Приложение 5. План работы практического психолога в дошкольном учреждении

К главе 3

Приложение 6. Набор диагностических методик для детей 3-4 лет

Приложение 7. Набор диагностических методик для детей 4—7 лет

Приложение 8. Набор диагностических методик для детей 7—12 лет

Приложение 9. Набор диагностических методик для детей 12—18лет.

Приложение 10. Диагностика готовности к школе

Приложение 11. Дополнительные методики

Приложение 12. Образцы использования отдельных методик и анализа полученного материала

К главе 4

Приложение 13. Анкета для воспитателей

Приложение 14. Анкета для родителей

Приложение 15. Выписка из медицинской карты

Приложение 16. Схема беседы с ребенком

Приложение 17. Схема беседы с родителями

Приложение 18. Конспекты психокоррекционных занятий

Приложение 19. Практический материал психопрофилактических воздействий

Приложение 20. Рекомендации для родителей

Приложение 21. Материалы для самооценки родителей

К главе.5

Приложение 22. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Приложение 23. Диагностика психического развития детей раннего возраста

Приложение 24. Диагностика психического развития детей 4—7 лет


Приложение 1

Бланки психологических заключений

Форма А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: