Особенности гимнастики

Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, в результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, кос­тей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичности.

Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несу­щей ей питательные вещества и кислород. Мышцы становятся округлы­ми, эластичными, сильными и выносливыми.

При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раз­дражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче.

Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объем крови,

выталкиваемой сердцем в сосуды, уве­личивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т. е. насы­щение крови кислородом.

Чем продолжительнее физическая активность, тем глубже дыхание. Для ребенка проползти длинный отрезок без остановки — то же, что для взрослого прогуляться пешком несколько километров.

Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыха­ния, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согла­сованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соот­ветствующей нервной регуляции.

Так, в тренировку включается и нервная система. Русский физио­лог И. М. Сеченов писал, что «работа мышц есть работа мозга», и этим определил взаимозависимость мышечной работы и нервной сис­темы.

Данные физиологии говорят, что там, где двигательный аппарат на­ходится в неблагоприятных условиях, задерживается и общее развитие высшей нервной деятельности.

Важнейшим результатом систематических занятий гимнастикой явля­ется нормализация нервных процессов возбуждения и торможения. Основ­ные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность — совершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источником радости, а хорошее бодрое настроение — основа крепкого здоровья.

Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей, радость расширяет сосуды, и при этом создаются благо­приятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «сердце замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмо­ций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древнос­ти: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т. д., или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д. Происхождение этой связи И. П. Павлов находил у наших отдаленных предков, каждое «чувствование» выражалось движением: страх переходил в бег, гнев — в драку, радость выражалась пляской (а движения, естественно, отражают­ся на работе сердца и сосудов), и таким образом и «установилось точное согласование между чувствованиями и сердечной деятельностью».

Все вышесказанное о физиологическом действии движений отно­сится не только к гимнастике, но и к движению вообще — будь то самостоятельная активная деятельность или организованные подвиж­ные игры.

В свободных подвижных играх ребенок двигается согласно собствен­ной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наиме­нее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Однако в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребен­ку чрезвычайно большая потребность в движениях. Ни одна из всех дру­гих форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей активность де­тей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

Кому не известна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвижение причиняет ребенку страдание, и пло­хие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любоз­нательность ребенка, создавая условия для его активной деятельности.

К сожалению, и педагогика, и медицина, говоря о физическом разви­тии, имеют в виду вес, рост, заболеваемость и недостаточно внимания уделяют телосложению, пропорциональности, красоте детского тела, которые в очень большой степени зависят от правильности движений, а этому ребенка надо обучить.

Правильное выполнение движений является непременным условием правильного формирования тела (телосложения): «функция творит орган».

Ни в самостоятельной деятельности, ни в организованных подвиж­ных играх мы не можем, да и не должны добиваться точности движений, так как тогда это будет не игра, а упражнение.

Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия — гимнастика. В этих занятиях формирование правильного двигательного сте­реотипа проходит ряд стадий: неточные, неловкие, скованные движения по­степенно уточняются, выполняются без излишнего напряжения, с меньшей затратой энергии и наконец становятся автоматическими и в таком качестве составляют основу всех жизненно необходимых движений.

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте — в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать пра­вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двига­тельным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачивать­ся со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результа­те чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Гимнастика является самой напряженной формой двигательной ак­тивности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмично­сти в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспе­чивающих меньшую утомляемость.

Ниже предлагаются упражнения, которые по своему характеру пред­ставляют собой сложные комбинированные движения с вовлечением в работу многих мышечных групп и не менее двух суставов, что соответ­ствует характеру жизненно необходимых движений человека.

По форме эти упражнения соответствуют в огромном большинстве естественным наиболее употребительным движениям, что отчасти видно из их названий: «ползание», «скользящие шаги» и пр.

В предлагаемой системе отсутствуют изолированные суставные дви­жения; такие движения не представляют для детей интереса и не свой­ственны ребенку раннего возраста, который на внешние раздражения отвечает главным образом общей двигательной реакцией.

В связи с основной задачей гимнастики — улучшать качество движе­ний — правильность и точность движений в гимнастических упражнени­ях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или спе­циальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок получит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключается отличие Гимнастики от всех других форм двигательной активности ребенка, основанных на свобод­ных движениях, точность и правильность которых не обусловлена.

Может ли ребенок, помимо гимнастики, в свободных и организованных играх приобрести правильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей.

Особенно это важно в условиях коллективного воспитания, так как двигательная полноценность ребенка в большой степени определяет его место и самочувствие в детском коллективе. Общительность и положи­тельное отношение ребенка к другим детям отчасти зависит от этого. Ребенку неловкому труднее согласовать свои движения с движениями товарищей, он становится помехой и нежеланным партнером в играх.

Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельнос­ти ребенка, должны быть обусловлены точность и правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в более старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, эле­менты домашней обстановки).

Для того, чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны, т. е. соответствовать возрастным и функциональным возмож­ностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполне­нию упражнения, также должна соответствовать возрасту.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития, или стра­дающих какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения, наиболее эффективным средством реабилитации.

Однако, в этом случае необходимо посоветоваться с педиатром и строго следовать его указаниям и рекомендациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: