Художник и социальная среда

Социальная среда художника - это его аудитория Важнейшей проблемой для деятелей искусства является связь и непосредственное общение с аудиторией. Исследования доказывают, что существует проблема неудовлетворенности художником существующим взаимодействием с реальным потребителем произведений искусства. Поверхностные и внешние наблюдения за аудиторией не исчерпывают всю глубину знаний художника о личностях тех людей, для которых он творит. Одностороннюю информацию могут доставлять письма поклонников или недоброжелателей, отзывы на выставках. Подобная информация носит не всегда объективный характер, т.к. подобную активность проявляет меньшая и не редко крайне-настроенная часть аудитории.

По отзывам многих художников, творческая среда и непосредственное окружение очень важны для творческого и личностного роста. Многие представители искусства говорят об огромной роли в их жизни наставников и талантливой художественной среды. Ярким примером является жизнь и творчество Шаляпина, который в своих воспоминаниях писал о выдающейся роли своих учителей и круга общения с выдающимися людьми своего времени.

Важным аспектом влияния на становление личности художника является еще мало изученный психологический аспект роли ближнего, родственно-интимного окружения художника. Анализ библиографических материалов позволил выявить значение брачно-семейного статуса в формировании личности и творчества художника. Различают несколько типов представителей искусства в связи с их отношением к семье и браку.

Во-первых - это браки, в которых супруги были профессионально связаны друг с другом. При этом необходимо отметить, что более удачно складываются браки, где муж выполняет роль лидера, а жена - его преданного помощника (семья Достоевских и Толстых). Браки представителей разных видов искусства, которые увлечены своим творчеством, без отношений «лидер - помощник», оказываются не очень удачными (Жорж Санд и Шопен, Чехов - Книппер, Блок - Менделеева).

Во-вторых - это тип художника не вступающего в брак или уклоняющегося от него. Гете не вступал в брак, потому что читал, что семья не желательно повлияет на его талант, Рафаэль не хотел терять свободу, Гейне не верил женщина из-за обманувшей его любимой девушки в молодости (Свифт, Вольтер, Бальзак, Бетховен и др.).

В-третьих - разновидностью брака художников являются кратковременные серийные браки, союзы и увлечения Некрасов, Есенин). Неустойчивость брачно-любовных отношений часто сопровождается богемной жизнью и коррелирует с безвременной смертью (Шелли, Мопассан, Рембо, Дж. Лондон, Есенин).

Эту специфику личной жизни художника можно объяснить постоянной концентрацией внимания и сил на своих задачах, особой чувствительностью и ранимостью, а так же повышенной чуткостью к женской красоте. Все это создает дополнительные сложности в семейной жизни. Поэтому так трудна роль жены художника, где необходима ее мудрость и чуткая поддержка.

Кроме семейно-интимного круга личностное окружение художника включает дружеские отношения. Существуют типичные виды дружеских отношений: дружба - сотворчество, коллективное творчество (Могучая кучка, Кукрыниксы). Существует т.н. дружба - соперничество, которая состоит из переплетения симпатии и антипатии, вражды, интереса и постоянной конкуренции (Ван Гог и Гоген, Моцарт и Сальери). Если в этом случае друзья не становятся соавторами, то такая дружба перерождается в соперничество и ревность, что постепенно приводит к разрыву отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: