double arrow

Диагностика детской одаренности

Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.

Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.

На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.

Более полное выявление одаренных возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.

При диагностике необходимое максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

- преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской одаренности.

1. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

- МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА (ЮРКЕВИЧ B.C.)

- ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)

- МЕТОДИКА «КАРТА ОДАРЕННОСТИ» (А.И. САВЕНКОВ)

II. Вторичная ДИАГНОСТИКА ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ при помощи тестов

Тесты Е. Торренса

1. «Незавершенные фигуры» (методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 2004) предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей.

Диагностические цели: исследование оригинальности, скорости, гибкости мышления и воображения; поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами

Задание «Незавершенные фигуры» строится по принципу реализации творческого процесса. В его основе лежит восприятия неопределенной формы неопределённого значения. Задания строятся по типу невербальных фигурных тестов Торранса. Наличие одинаковых элементов в стимульном материале позволяет оценить способность дошкольников к продуцированию большого количества разнообразных образов. Незавершенные фигуры сконструированы таким образом, что вызывают наталкивают ребенка на мысль завершить их самым простым образом. Но для создания необычных, оригинальных объектов, необходимо сдерживать это стремление к шаблонным решениям.

В качестве дополнительного материала ребёнку на специальных бланках предлагается четыре различные изображения одной фигуры четырёх с разных углов зрения (Приложение 1). Используя эти фигуры как основу, он должен нарисовать как можно больше предметов. Инструкция позволяет ребёнку рисовать как вне, так и внутри круга.

Оценка теста включает следующие показатели:

- скорость или беглость мышления: общее количество рисунков;

- пластичность или гибкость: степень разнообразия рисунков;

- оригинальность, нетривиальность мышления:

- количество оригинальных рисунков;

- тщательность разработки, детализация рисунков.

Высокие показатели по всем перечисленным критериям дает право говорить о продуктивности творческого мышления и воображения.

Выделяют три уровня разработанности рисунка:

1. Уровень (низкий) – схематичный, недетализированный рисунок (процесс творческого воображения ограничивается в данном случае только первым этапом – порождения идеи образа. Этап разработки и реализации плана воплощения возникшей идеи отсутствует. Ребёнок воспроизводит знакомую схему того или иного предмета).

2. Уровень (средний) – в рисунке появляются отдельные детали, не предполагаемые схемой предмета.

3. Уровень (высокий) – рисунок ещё более детализирован, налицо стремление ребёнка качественно оформить исходный знак.

Все выделенные характеристики творческой деятельности стимулируются в инструкции. Детей просят сделать рисунки достаточно полными и подробными, нарисовать как можно больше необычных предметов, Однако, несмотря на инструкцию, в зависимости от уровня интеллектуальной активности, развития воображения дети сами определяют свой уровень деятельности.

(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: