Характеристика целей

Проблема взаимоотношений институтов государственного принуждения (к которым относится и правоохранительная система) с обществом весьма острая, поскольку традиционно в нашей стране «полицейская» функция имела образ «карательной». Инерция этих отношений (с обеих сторон) сохранилась по сей день. И если эту инерцию не ослаблять, взаимоотношения государства и общества так и останутся враждебными, во всяком случае невозможно будет говорить о взаимном доверии. Реформа правоохранительной системы должна привести к замене репрессивной мотивации на мотивацию защитную (защита правового порядка, прав и законных интересов гражданина); к повышению эффективности основной деятельности правоохранительных органов. Правоохранительная система должна быть существенно модернизирована, т.е. подстроена под выполнение основных конституционных принципов. Правоохранительные органы должны не устрашать граждан, а защищать их безопасность.

В то же время реформа не может не учитывать специфику правоохранительных органов. Во-первых, потому, что эта часть государственной машины непрерывно и непосредственно противостоит покушениям на закон, жизнь, здоровье и имущество граждан, безопасность государства. Поэтому проведение реформы не должно даже на время ослаблять осуществление правоохранительной функции. Во-вторых, система правоохранительных органов очень инерционна и ее реформирование возможно (при бесспорной важности решения вопросов правильного целеполагания и изменения критериев оценки деятельности) лишь путем включения ее в систему действенных правовых механизмов внешнего контроля. Только ясно осознавая, что любое неправомерное действие, осуществляемое в рамках уголовно-процессуальной, административно-юрисдикционной либо в рамках какой-либо иной властной деятельности, может стать предметом обжалования в подлинно независимом суде, сотрудник правоохранительного органа станет чувствовать ответственность не только перед своим непосредственным начальником (который, возможно, и закроет глаза на его мелкие прегрешения во имя корпоративных интересов), но и перед гражданином, для которого важно лишь одно – соблюдение его прав и законных интересов, защита его безопасности. Вот почему важно реформу правоохранительной системы проводить в комплексе с судебной реформой.

2.2.3.Механизмы реализации .

Реформирование системы Министерства внутренних дел РФ.

1. Во главе МВД России должно стоять гражданское лицо. По мере реформирования МВД личный состав подразделений этого Министерства также должен перестать быть военизированным (за исключением подразделений силовой защиты – отрядов специального назначения). Оперативные работники и управленцы должны стать гражданскими лицами, однако, при безусловном сохранении и даже увеличении их материального содержания, усилении социальных гарантий. Люди в форме должны представлять власть только в рамках охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, нынешние специальные звания необходимо сохранить (однако сократив их) только для местной милиции. Аргументация здесь такая же, как и в отношении прокуратуры.

2. МВД России остро нуждается в освобождении от функций, которые снижают эффективность задачи противодействия тяжким видам преступлений, в том числе организованной преступности и коррупции. Для этого необходимо:

- передать на уровень субъектов РФ и муниципальный уровень задачи, которые не только смогут более эффективно выполняться на местах (охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, пожарной безопасности), но и позволят усилить гражданский контроль за их осуществлением;

- передать функции вневедомственной охраны частным структурам при условии обеспечения государственного контроля либо специализированному государственному агентству;

- вывести из подчинения МВД внутренние войска и на их базе создать национальную гвардию, подчиненную исключительно Президенту РФ. Учитывая затяжной характер операции в Чечне, возможные вспышки терроризма, экстремизма и сепаратизма в других регионах России, подразделениям национальной гвардии необходимо придать новые функции, оформив их в законодательном порядке. Должен быть также пересмотрен порядок их оснащения боевой техникой по варианту, приближенному к сухопутным войскам Минобороны России;

- законодательно строже определить функции и полномочия отрядов милицейского «спецназа» – ОМОНов, СОБРов - и вывести их из прямого подчинения оперативно-розыскным подразделениям;

- по остающимся у МВД функциям ввести окружной принцип дислокации соответствующих территориальных подразделений (несовпадение с административно-территориальным делением);

- как и у других правоохранительных органов изъять функцию предварительного расследования, поскольку эта функцию предполагается сконцентрировать в одном органе.

3. В ходе реформы необходимо изменить мотивацию сотрудников МВД, его органов и подразделений. В этих целях, в частности, необходимо:

- сформулировать четкие критерии оценки деятельности. Важным фактором изменения мотивации должен стать уход от оценки правоохранительной деятельности по показателям динамики преступлений и их раскрываемости, которые порождают массовое укрытие преступлений от учета, произвол в отношении граждан и другие нарушения законности;

- коренным образом изменить критерии оценки эффективности борьбы с экономической преступностью и коррупцией. Главным критерием здесь должно стать не выявляемость экономических преступлений, а реальное возмещение ущерба и возврат денежных средств, незаконно переведенных за рубеж, в бюджет Российской Федерации;

- выработать стратегию борьбы с организованной преступностью;

- перестроить систему стимулов добросовестной деятельности, связав их прежде всего с отсутствием жалоб со стороны граждан (человек может быть не самым блестящим сыщиком, но он точно не имеет права быть на службе в МВД, если склонен к произволу в отношении граждан).

4. Учитывая тенденцию к интернационализации преступности, к расширению возможностей перемещения через границу людей, товаров, услуг, финансовых средств, МВД нуждается в том, чтобы быть более интегрированной в международное полицейское сообщество. В этих целях нужно организовать и единую систему криминальной информации на основе международных стандартов Интерпола и Европола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: