Механизмы реализации

1. Объединение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов с возможным выделением подсистемы судов по банкротству. Это позволит:

- более рационально использовать финансовые средства, выделяемые для осуществления судебной деятельности;

- облегчить для граждан возможность обращения к правосудию, т.к. упростит понятие «подведомственности» дел.

2. Введение начал апелляционности путем раздвоения судебных коллегий, составов, осуществляющих сегодня кассационный пересмотр дел. Выделение этих составов из областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ и дислокация их по принципу одна апелляционная коллегия (один состав) соответственно на 2-4 районных суда, 2-4 субъекта РФ.

3. Укрупнение районных судов (исключение односоставных и двух-, трехсоставных судов) и концентрация их только на рассмотрении дел по первой инстанции. Это позволит реализовать конституционные требования об устности и непосредственности судебного процесса, гарантировать реализацию права на пересмотр судебного решения; откроет возможность для перестройки территориальной дислокации судов

4. Обособление судебных коллегий (присутствий, составов) по административным делам. Это означает начало процесса становления административной юстиции.

5. Уточнение размеров апелляционных округов (по результатам двух-трех лет работы).

6. Организационное оформление «отрыва» апелляционных судов от «кассационных». Формирование на месте областного суда 2-4 апелляционных судов и одного кассационного. Освобождение областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ от функций суда первой инстанции, распределение компетенции в этой области между мировыми судьями (суды «малой инстанции») и районными судами (суды «большой инстанции», в том числе формирование коллегий присяжных заседателей), формирование новой компетенции Верховного Суда РФ (концентрация на сложных административных делах типа обжалования актов и действий федеральных министерств и ведомств, ЦИК РФ, законов субъектов РФ). Это позволит сформировать новую судебную систему, представленную судами первой инстанции (мировыми судьями и районными судами), судами второй инстанции (апелляционными и кассационными*) и Верховным Судом РФ (надзорные функции и «тяжелая» административная подсудность).

7. Освобождение Верховного Суда РФ от надзорных полномочий и концентрация его на решении коллизий подсудности, наряду с полномочиями по рассмотрению «тяжелых» административных дел, и «политическими» полномочиями («импичмент» в отношении государственных служащих категории «А», законодательная инициатива). Результатами этого станут: отказ от концепции «судебного надзора» в его советской трактовке; завершение институционализации новой системы судов общей юрисдикции: приобретение ею новых сущности и облика.

8. Законодательное оформление отказа от принципа согласования кандидатур судей федеральных судов с субъектами РФ.

Этапы судебной реформы.

На первом этапе (2000-2001 гг.) – принятие федеральных (федеральных конституционных) законов:

- «О судебной системе в Российской Федерации» (Кодекса судоустройства), включающего Общую часть (посвященную раскрытию принципов судебной власти, статусу Высшего совета судебной власти Российской Федерации и статусу судей, обеспечения деятельности судов, статусу Российской Академии правосудия) и Особенную часть (детально регулирующую организацию отдельных подсистем судебной власти). На этом этапе должен быть начат процесс объединения судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

- «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» – проект носит вспомогательный характер и работа над ним может быть завершена до лета 2000 г.;

- «О Высшем Совете судебной власти в Российской Федерации» – проект носит вспомогательный характер, работа над ним может быть завершена к концу 2000 г.;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» – проекты носят вспомогательный характер, работа над ними может быть завершена к концу 2000 г.

Потребуется также временное приостановление работ над законопроектами, относящимися к сфере судоустройства и судопроизводства.

На первом этапе крайне необходимо фактическое создание Российской Академии правосудия по новой модели (учреждение дополнительного специального образования при Высшем совете судебной власти Российской Федерации).

На втором этапе (2001-2003 гг.):

- принятие процессуальных кодексов с учетом принятых в рамках первого этапа законов. Они существенно изменятся как по структуре (исключение разделов, посвященных принципам), так и по содержанию (новые процессуальные связи, новый статус участников процесса и т.п., административное судопроизводство);

- фактическое учреждение Высшего совета судебной власти Российской Федерации, переход под его эгиду Российской Академии правосудия, Судебного Департамента;

- увеличения численности судей в полтора раза и повышение уровня оплаты труда судей и работников аппаратов судов в два раза (с 2001 г.);

- переход на новую систему обеспечения судов под эгидой ВССВ РФ.

На третьем этапе (2003-2010 гг.):

- введение новой системы в действие;

- разработка и принятие нового федерального Кодекса судоустройства;

- разработка и принятие единого федерального Кодекса судебного процесса (Общая часть регулирует вопросы статуса суда, участников процесса, общие вопросы доказательственного права, судебных расходов и штрафов, сроков и т.д., Особенные части регулируют особенности производства в рамках рассмотрения типов, видов и отдельных категорий дел);

- разработка и принятие Модельного кодекса судоустройства субъекта РФ;

- разработка и принятие Модельного кодекса судебного процесса субъекта РФ;

- увеличение численности судей в два раза и повышение уровня оплаты труда судей в четыре раза по сравнению с 2000 г.

На каждом из этапов необходимо проведение пропагандистских и учебных мероприятий, рассчитанных как на судей и работников судов, так и «пользователей» – профессионально заинтересованных (адвокатов, прокуроров, представителей СМИ) и «основных пользователей» (потенциальных истцов и ответчиков, потерпевших и обвиняемых), то есть создание системы специализированного правового всеобуча под лозунгом «Умей защитить собственные права». Ведущую роль здесь сможет играть ВССВ Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: