1. Объединение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов с возможным выделением подсистемы судов по банкротству. Это позволит:
- более рационально использовать финансовые средства, выделяемые для осуществления судебной деятельности;
- облегчить для граждан возможность обращения к правосудию, т.к. упростит понятие «подведомственности» дел.
2. Введение начал апелляционности путем раздвоения судебных коллегий, составов, осуществляющих сегодня кассационный пересмотр дел. Выделение этих составов из областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ и дислокация их по принципу одна апелляционная коллегия (один состав) соответственно на 2-4 районных суда, 2-4 субъекта РФ.
3. Укрупнение районных судов (исключение односоставных и двух-, трехсоставных судов) и концентрация их только на рассмотрении дел по первой инстанции. Это позволит реализовать конституционные требования об устности и непосредственности судебного процесса, гарантировать реализацию права на пересмотр судебного решения; откроет возможность для перестройки территориальной дислокации судов
|
|
4. Обособление судебных коллегий (присутствий, составов) по административным делам. Это означает начало процесса становления административной юстиции.
5. Уточнение размеров апелляционных округов (по результатам двух-трех лет работы).
6. Организационное оформление «отрыва» апелляционных судов от «кассационных». Формирование на месте областного суда 2-4 апелляционных судов и одного кассационного. Освобождение областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда РФ от функций суда первой инстанции, распределение компетенции в этой области между мировыми судьями (суды «малой инстанции») и районными судами (суды «большой инстанции», в том числе формирование коллегий присяжных заседателей), формирование новой компетенции Верховного Суда РФ (концентрация на сложных административных делах типа обжалования актов и действий федеральных министерств и ведомств, ЦИК РФ, законов субъектов РФ). Это позволит сформировать новую судебную систему, представленную судами первой инстанции (мировыми судьями и районными судами), судами второй инстанции (апелляционными и кассационными*) и Верховным Судом РФ (надзорные функции и «тяжелая» административная подсудность).
7. Освобождение Верховного Суда РФ от надзорных полномочий и концентрация его на решении коллизий подсудности, наряду с полномочиями по рассмотрению «тяжелых» административных дел, и «политическими» полномочиями («импичмент» в отношении государственных служащих категории «А», законодательная инициатива). Результатами этого станут: отказ от концепции «судебного надзора» в его советской трактовке; завершение институционализации новой системы судов общей юрисдикции: приобретение ею новых сущности и облика.
|
|
8. Законодательное оформление отказа от принципа согласования кандидатур судей федеральных судов с субъектами РФ.
Этапы судебной реформы.
На первом этапе (2000-2001 гг.) – принятие федеральных (федеральных конституционных) законов:
- «О судебной системе в Российской Федерации» (Кодекса судоустройства), включающего Общую часть (посвященную раскрытию принципов судебной власти, статусу Высшего совета судебной власти Российской Федерации и статусу судей, обеспечения деятельности судов, статусу Российской Академии правосудия) и Особенную часть (детально регулирующую организацию отдельных подсистем судебной власти). На этом этапе должен быть начат процесс объединения судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» – проект носит вспомогательный характер и работа над ним может быть завершена до лета 2000 г.;
- «О Высшем Совете судебной власти в Российской Федерации» – проект носит вспомогательный характер, работа над ним может быть завершена к концу 2000 г.;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в Федеральный конституционный закон «О военных судах в Российской Федерации» – проекты носят вспомогательный характер, работа над ними может быть завершена к концу 2000 г.
Потребуется также временное приостановление работ над законопроектами, относящимися к сфере судоустройства и судопроизводства.
На первом этапе крайне необходимо фактическое создание Российской Академии правосудия по новой модели (учреждение дополнительного специального образования при Высшем совете судебной власти Российской Федерации).
На втором этапе (2001-2003 гг.):
- принятие процессуальных кодексов с учетом принятых в рамках первого этапа законов. Они существенно изменятся как по структуре (исключение разделов, посвященных принципам), так и по содержанию (новые процессуальные связи, новый статус участников процесса и т.п., административное судопроизводство);
- фактическое учреждение Высшего совета судебной власти Российской Федерации, переход под его эгиду Российской Академии правосудия, Судебного Департамента;
- увеличения численности судей в полтора раза и повышение уровня оплаты труда судей и работников аппаратов судов в два раза (с 2001 г.);
- переход на новую систему обеспечения судов под эгидой ВССВ РФ.
На третьем этапе (2003-2010 гг.):
- введение новой системы в действие;
- разработка и принятие нового федерального Кодекса судоустройства;
- разработка и принятие единого федерального Кодекса судебного процесса (Общая часть регулирует вопросы статуса суда, участников процесса, общие вопросы доказательственного права, судебных расходов и штрафов, сроков и т.д., Особенные части регулируют особенности производства в рамках рассмотрения типов, видов и отдельных категорий дел);
- разработка и принятие Модельного кодекса судоустройства субъекта РФ;
- разработка и принятие Модельного кодекса судебного процесса субъекта РФ;
- увеличение численности судей в два раза и повышение уровня оплаты труда судей в четыре раза по сравнению с 2000 г.
На каждом из этапов необходимо проведение пропагандистских и учебных мероприятий, рассчитанных как на судей и работников судов, так и «пользователей» – профессионально заинтересованных (адвокатов, прокуроров, представителей СМИ) и «основных пользователей» (потенциальных истцов и ответчиков, потерпевших и обвиняемых), то есть создание системы специализированного правового всеобуча под лозунгом «Умей защитить собственные права». Ведущую роль здесь сможет играть ВССВ Российской Федерации.