double arrow

Характеристика расходов расширенного бюджета

В таблице ХХХ приведена обобщенная структура кассового исполнения расходов расширенного бюджета, которая складывалась в последние годы.

Таблица Х: структура расходов расширенного бюджета, % ВВП

Категории расходов Расширенный бюджет Федеральный бюджет Региональные бюджеты
Расходы, всего 38.0 16.0 14.0
Обслуживание долга 4.0 3.7 0.3
Непроцентные расходы 34.0 12.3 13.7
- государственное управление 1,0    
- международная деятельность 0,7    
- национальная оборона 3,0    
- право, безопасность и суд 2,0    
- экономика, в т.ч. 8,2    
- дорожные фонды 2,5    
- ЖКХ 3,1    
- социальная сфера, в т.ч. 15,5    
- образование 3,3    
- здравоохранение 2,3    
- социальная политика 2,1    
- культура, искусство и СМИ 0,5    
- трансферты   1.4  
- прочие 2.9    
Государственные социальные внебюджетные фонды 8.0
- Пенсионный фонд  
- Фонд социального страхования  
- Фонд обязательного медицинского страхования  
- Фонд занятости  

Как следует из таблицы, объем и структура расходов расширенного бюджета претерпели серьезные изменения. Расходы расширенного бюджета на кассовой основе за годы реформ снизились с 76% ВВП в 1992 году до 37-38% ВВП в 1999-2000 годах. Доля консолидированных расходов региональных бюджетов возросла с 15% до 35%, в то время как доля федерального бюджета сократилась с 75% до 40%. Соответственно, доля внебюджетных фондов выросла с 10% до 25%. Доля расходов на обслуживание государственного долга составляет сейчас около 10% расходов расширенного бюджета.

В структуре расходов расширенного бюджета (как и в структуре обязательств) главную роль играю социальные расходы. Около половины финансирования этого раздела приходится на социальные внебюджетные фонды. На начальном этапе реформ часть социальных расходов была передана из федерального бюджета в региональные и местные бюджеты юридически, а часть – фактически, оставаясь при этом «федеральным мандатом». Несмотря на это, в последние годы доля региональных бюджетов несколько снизилась. Это связано с тем, что федеральный бюджет и социальные внебюджетные социальные фонды получали большую часть доходов в наличной форме, тогда как региональные бюджеты сохраняли значительную долю неденежных форм финансирования и не имели достаточных ресурсов для выплаты социальных платежей. В последние годы расходы на социальную сферу составляли около половины всех непроцентных расходов расширенного бюджета или около 16% ВВП. Как видно из приведенной таблицы структура социальных расходов практически не изменилась за последние годы, что свидетельствует о сохранении методологии бюджетного планирования «от достигнутого».

Следующим по важности направлением расходов являются расходы на национальную экономику. Несмотря на существенное снижение после 1992 года, они составляют более 8% ВВП с учетом расходов соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Почти половина расходов по этому разделу приходится на субсидии жилищно-коммунальному хозяйству (до 4% ВВП). Большую часть остальных расходов на экономику составляют субсидии убыточным промышленным (включая угольные) и сельскохозяйственным предприятиям, а также инвестиции в дорожное строительство.

Расходы на национальную оборону, существенно сократившиеся за последние годы, не превышают 3% ВВП. В последние годы существенная часть этих расходов осуществлялась в неденежной (в том числе, зачетной) форме. Одновременно накапливалась бюджетная кредиторская задолженность по финансированию армии и ОПК, составляющая на сегодняшний день около 0.6% ВВП. Процесс реструктуризации расходов на национальную оборону технически осложняется наличием секретных областей и неразвитостью, а зачастую и отсутствием, финансового учета и отчетности в армии. Если проблема контроля за расходами может решаться после завершения перевода получателей средств на казначейскую систему, то для сокращение расходных обязательств необходимо проведение следующего этапа военной реформы.

Расходы на государственное управление, правоохранительную и судебную систему, обеспечение безопасности государства и международную деятельность составляют в сумме около 4% ВВП.

Таким образом, суммарные расходы на социальную сферу, экономику, национальную оборону и другие базовые общественные услуги составляют около 90% непроцентных расходов и около 80% общих расходов расширенного бюджета, что во многом определяет необходимый характер реформирования государственных финансов.

Структуры бюджетных расходов на федеральном и субфедеральном уровне существенно различаются, что определяет разный характер проблем, стоящих перед соответствующими органами власти, и разные стимулы к проведению необходимых реформ.

В структуре расходов федерального бюджета главную роль играют расходы на силовые структуры и обслуживание государственного долга – около 27% и около 23% общих расходов соответственно (без учета платежей основной сумме государственного долга, примерно соответствующих сумме ежегодных процентных платежей). Расходы на социальную сферу, экономику и трансферты приблизительно совпадают и составляют по 10-13% общих расходов. В экономической структуре расходов федерального бюджета преобладают текущие расходы – в 1998г. они составили более 93% расходов, а в бюджете на 2000г. – более 95% (без учета связанных кредитов). Доля капитальных расходов снижалась в результате секвестирования и отмены зачетов. В бюджете на 2000г. их доля составляет менее 5% (ДФ?), из которых более половины приходится на промышленность и сельское хозяйство. Большая часть текущих непроцентных расходов идет на выплаты зарплаты (с начислениями) и социальные трансферты. В 1998г. их доля составила 32%, а в бюджете на 2000г. – 37%. Около четверти непроцентных расходов уходит на зарплату с начислениями, из которых более половины составляет денежное довольствие военнослужащим и правоохранительным органам. Несмотря на высокую долю в расходах, зарплата работников бюджетной сферы остается на низком уровне и составляет в среднем ХХ% (ПОДСТАВИТЬ ЦИФРУ) от средней зарплаты по стране. Происходит отток квалифицированных кадров в частный сектор. Расходы на коммунальные услуги (электроэнергия, отопление) составляют лишь 3,5% непроцентных расходов, увеличившись в три раза после 1997г. Однако доля этого вида расходов в кредиторской задолженности гражданских бюджетных организаций составляет почти 50%, из которых 80% - просроченная задолженность. Это может свидетельствовать в том числе и о перерасходе энергии бюджетными организациями.

В структуре расходов региональных бюджетов основную роль играют расходы на экономику (около 50%) и социальную сферу (около 40%). При этом, не менее трети социальных расходов региональных бюджетов приходится на финансирование «федеральных мандатов» (главным образом, в регионах, не получающих федеральных трансфертов). В экономической структуре расходов региональных бюджетов основную роль играют заработная плата с начислениями и субсидии экономике. Таким образом, при планировании бюджетных реформ необходимо учитывать не только сложившуюся структуру расходов расширенного бюджета в целом, но и структурные особенности бюджетов разного уровня.

К сожалению, до настоящего времени была проведена оценка эффективности лишь малой части расходов расширенного бюджета, и пока не представляется возможным обоснованное планирование значительного снижения большинства компонентов бюджетных расходов. Однако, исходя из анализа эффективности предприятий в основных отраслях экономики, можно утверждать, что приоритетом сокращения государственных расходов должны стать субсидии экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: