Предыдущие попытки реформы

Правительство РФ, понимая необходимость безотлагательного проведения налоговой реформы, в последние годы неоднократно предпринимало шаги в этом направлении. Так, дважды Правительством вносились в Государственную Думу проекты Налогового кодекса России (последний раз – зимой 1998 г.), в качестве систематизированного законодательного акта, призванного в комплексе решить основные задачи налоговой реформы. Однако в связи с тем, что предложения Правительства затрагивали интересы весьма мощных лоббистских групп, Дума под различными предлогами затягивала рассмотрение и окончательное принятие этого документа. В условиях откровенного нежелания Думы принимать Налоговый кодекс Российской Федерации Правительством предпринимались шаги по решению наиболее острых вопросов налогообложения путем подготовки отдельных частных законопроектов или собственных постановлений. Однако при этом не наблюдалось какой-либо программы преобразований или хотя бы последовательных действий. Правительство то собиралось поэтапно отменить НДС, то полагало, что следует отказаться от начисления амортизации, то предлагало отменить стандартные правила по НДС для экспортеров, оно же предлагало то отменить, то сохранить налоги, уплачиваемые с выручки.

Было бы неверным утверждать, что в области налоговой реформы за последние годы вообще не было продвижения. Важным шагом явилось принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Кодекса, что позволило решить целый ряд острых вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и контролирующими органами, а также администрированием сбора налогов. Принятый документ при прохождении через Думу утратил многие важные нормы и новаторские предложения и привнес в налоговые правоотношения не всегда безупречные правила и механизмы, что породило новые проблемы, связанные с их интерпретацией. Но при всех его недостатках Кодекс четко определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонарушения. Он же установил закрытые перечни федеральных, региональных и местных налогов, ввел важные дефиниции и новые инструменты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы.

К сожалению, далеко не все принятые решения удовлетворяют потребностям времени. На очереди стоит большая серия поправок, призванных исправить эти недостатки. Основная задача при доработке первой части Налогового кодекса состоит в обеспечении более разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов, что является главной предпосылкой эффективного функционирования фискальной системы. Поиск разумного баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов означает необходимость ограничения применяемых к налогоплательщику мер принуждения в тех пределах, в каких это необходимо для обеспечения выполнения государством его функций. В рамках этой задачи предлагается, с одной стороны, либерализовать порядок применения некоторых принудительных мер: в частности, ограничить возможность бесспорного взыскания налоговой задолженности, доначисленной налоговыми органами по итогам налоговой проверки, смягчить режим ареста имущества налогоплательщика, сузить перечень оснований для приостановления операций по счетам в банке. С другой стороны, ряд положений действующего Кодекса составляют искусственные препятствия для реализации налоговыми органами их функций. В частности, необходим пересмотр норм, предусматривающих исключительно судебный порядок взыскания штрафных санкций, лишающих инструкции Министерства по налогам и сборам статуса нормативных документов, обязательных для применения налогоплательщиками. Еще одно направление совершенствования налогового законодательства - сокращение возможностей для уклонения от налогообложения путем ведения хозяйственной деятельности без налоговой регистрации, через фирмы-однодневки и т.д. Меры, направленные на повышение общего уровня налоговой дисциплины, выгодны не только бюджету, но и законопослушным налогоплательщикам, так как при сегодняшних масштабах уклонения от налогообложения они оказываются в неравных конкурентных условиях по сравнению с нарушителями налогового законодательства.

В отношении режимов применения конкретных налогов и сборов по-настоящему серьезные шаги пока так и не сделаны. Фактически основные изменения в этом направлении сводятся к снижению в 1999 г. налоговых ставок по налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу, а также введению в 2000 г. поправок в НДС, исправляющих отдельные перекосы (в частности, в отношении правил уплаты НДС торговыми организациями и возмещения НДС при капитальном строительстве) и закрывающих некоторые возможности для уклонения от уплаты налога (с помощью вексельных схем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: