double arrow

Стратегия налоговой реформы.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения основных недостатков действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство. По-видимому, проблема может быть решена исключительно принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов государства и налогоплательщиков, и разработки четкого плана по внесению в него сбалансированных поправок по мере создания необходимых для этого предпосылок. Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса), а с другой стороны, – бόльшую “прозрачность” налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.

Налоговая реформа имеет шансы на успех только в том случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности. Для достижения такого компромисса важно продемонстрировать готовность всех сторон пойти на существенные уступки ради общей цели экономического возрождения России. Правительство должно развернуть широкую пропагандистскую кампанию для разъяснения существа реформы и продемонстрировать, каким образом неизбежные минусы (с точки зрения некоторых – или даже многих – налогоплательщиков) предлагаемых преобразований по отдельным налогам будут компенсироваться плюсами по тем же или другим налогам. Только обсуждение пакетного решения может заставить отойти от привычной оценки отдельных фрагментов картины в пользу ее цельного восприятия и побудить участников дискуссии, имеющих объективно несовпадающие интересы, к определенным жертвам в частных вопросах ради достижения общей цели.

Проводимые мероприятия в области реформирования налоговой системы не должны ограничиваться лишь совершенствованием законодательства. Они должны включать в себя также:

- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

- усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

Налоговая реформа не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Отдельные налоги, имеющие различные базы и шкалы, неодинаково реагируют на циклические колебания и макроэкономические шоки. Точно так же эффективность их администрирования различна и сильно варьируется в зависимости от того с какого уровня государственной власти оно осуществляется. В результате, система налогов, включающая в себя подоходные, поимущественные налоги, налоги на потребление, на внешнеэкономические операции и др., является более устойчивой и стабильной, чем менее диверсифицированное налогообложение. Именно это обстоятельство, несмотря на различия в историческом наследии, привело к относительной близости налоговых систем в развитых странах мира. Кроме того, поскольку экономика России не может быть изолированной от мировой экономики, важно, чтобы эволюция была направлена на сближение с налоговыми системами других стран. Создание своей, не похожей на другие, налоговой системы неизбежно породит проблемы для иностранных инвесторов и иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, а также для российских компаний, стремящихся к выходу на мировые рынки. В частности, оригинальная налоговая система автоматически приведет к невозможности применения соглашений об избежании двойного налогообложения, так как эти соглашения применимы только к сходным налогам, одновременно действующим в договаривающихся государствах.

Следует также учитывать, что основные взимаемые сегодня налоги обеспечивают подавляющую часть доходов расширенного бюджета, поэтому к серьезным экспериментам в отношении этих налогов следует подходить в высшей мере осторожно. Сами же «традиционные» налоги успешно апробированы в большинстве государств, причем в самых различных экономических режимах. В России к ним тоже уже успели адаптироваться как налогоплательщики, так и налоговые органы.

Все сказанное, однако, не означает, что налоговая реформа должна иметь чисто косметический характер. Напротив, в рамках ее осуществления в принципиальном плане должны быть достигнуты следующие глобальные цели:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет

- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);

- отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

- улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;

- сокращения числа контролирующих органов за счет объединения Налоговой службы, Налоговой полиции, Службы валютного контроля, подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор платежей;

- упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);

- сокращения возможностей для уклонения от налогообложения (как на легальной, так и нелегальной основе).

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. Для этого предполагается:

- добиваться более равномерного распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

- отменить, как отмечено в п.1, налоги, рассчитываемые в зависимости от выручки предприятий;

- снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда;

- разрешить к вычету из базы налога на прибыль всех обоснованных необходимых для ведения бизнеса расходов;

- по мере осуществления бюджетной реформы, приводящей к снижению расходов государства за счет роста их эффективности, – снизить ставку НДС.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

- установления закрытого перечня налогов и сборов;

- - сокращения числа налогов и сборов;

- - максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.

Налоговая реформа должна проводиться в несколько этапов и занять 4 – 5 лет. Значительная часть этих сроков и последовательность действий должны найти отражение в законе о введении в действие второй части Налогового кодекса. В то же время другая часть мероприятий, носящая в настоящее время концептуальный характер из-за невозможности их оформления в виде законодательных инициатив, в частности, вследствие неопределенности будущей экономической динамики, должна быть четко сформулирована и реализована по мере создания соответствующих условий. Впоследствии сроки реализации отдельных мероприятий должны безусловно выдерживаться, что будет иметь большое значение для авторитета государства в глазах общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: