Бюджетные вопросы

Несмотря на то, что важнейшим вопросом при выборе направлений налогового реформирования является вопрос о способности предлагаемой налоговой системы обеспечить доходы федерального, региональных и местных бюджетов гарантированными налоговыми источниками, вопросы распределения налоговых поступлений от федеральных и региональных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы должны являться исключительной прерогативой бюджетного законодательства.

Налоговая система должна допускать любые, даже самые гибкие решения бюджетных проблем, поскольку исходит из того, что отнесение того или иного налога или сбора к числу федеральных совсем не означает, что поступления от этого налога пойдут исключительно в федеральный бюджет, поскольку в основе классификации налогов по различным уровням используются другие критерии: уровень законодательной (представительной) власти, обладающей правом установить налог, и территория, на которой единообразно применяется этот налог.

Основная часть доходов федерального и региональных бюджетов в настоящее время формируется за счет поступлений отфедеральных налогов(прежде всего от НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, акцизов) и налога на имущество организаций. В расширенном бюджете на 2000 г. на федеральные налоги и сборы (включая отчисления в социальные и дорожные фонды) приходится около 89% всей суммы налоговых поступлений. Федеральные налоги и впредь должны оставаться основными источниками формирования доходной части бюджетов всех уровней, однако в каждый из них должны быть внесены изменения, приводящие их в соответствие с их экономическим предназначением и исключающие имеющиеся искажения и перекосы.

Представляется, что по мере продвижения реформы следует в максимально возможной степени уходить от практики расщепления поступлений отдельных налогов между бюджетами разных уровней. Каждый налог должен целиком поступать в бюджет определенного уровня, а вопросы перераспределения доходов должны решаться с помощью трансфертов. Такой подход позволит резко повысить уровень налоговых усилий соответствующих уровней власти, создать для них заинтересованность в увеличении базы налогообложения.

На первом этапе реформы целесообразно сделать налог на добавленную стоимость полностью источником доходов федерального бюджета, причем дополнительно возникающие доходы в виде 15% отчислений предполагается использовать для целевого финансирования социальных гарантий населению, установленных федеральным законодательством. В рамках бюджетного законодательства следует искать решение вопросов минимальной обеспеченности местных бюджетов. Как один из возможных способов их решения следует рассмотреть принципы закрепления отдельных налогов и сборов за региональными и местными уровнями. В частности, заслуживает внимания «перемещение» некоторых региональных налогов в перечень местных. Наиболее важно принять такое решение в отношении налога на недвижимость, а до его введения в действие – налога на имущество организаций (проблема избыточной доходной обеспеченности некоторых муниципалитетов, на территории которых размещаются капиталоемкие производства, могут решаться с помощью системы отрицательных трансфертов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: