Основные направления и этапы развития инновационной экономики

Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспособность отечественной продукции.

Развитие страны должно пройти через три основных этапа, перекрывающихся между собой и различающихся типами и источниками роста: ресурсный, инвестиционный, а также этап инновационного развития.

Основная задача на первом этапе (2000-2002г.г.) может быть сформулирована как «удержание позиций». Главным является воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся (традиционных) рынках. При этом рыночные «ниши» могут быть расширены за счет активного импортозамещения. Инновации должны быть ориентированы прежде всего на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции. Результатом станет как минимум сохранение конкурентных возможностей отечественных товаропроизводителей за счет снижения издержек производства, повышения качества продукции и расширения ее номенклатуры.

Данные мероприятия относительно некапиталоемки и как правило не требуют широкомасштабных и дорогостоящих научных исследований и создания новых производственных мощностей. Инвестиционные ресурсы формируются в значительной мере за счет прибыли и амортизационных отчислений стабильных с финансовой точки зрения предприятий, а государственная поддержка имеет дополняющий характер и должна осуществляться на возвратной основе. При благоприятной конъюнктуре переход в режим экономического роста может быть осуществлен достаточно быстро.

На втором этапе (2003-2007г.г.) определяющей становится «стратегия технологического прорыва». Ее основным содержанием является создание производств, реализующих новейший технологический уклад, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня. Результатом реализации этого этапа должно стать обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях – формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль.

Для реализации этой стратегии необходима концентрация ресурсов на прорывных направлениях научно-технологического развития, и формирование новых производственно-технологических структур.

Уже сегодня на базе текущих конкурентных преимуществ в ресурсной сфере и благоприятной рыночной конъюнктуры, особенно на нефтяных рынках, необходимо закладывать основы перехода от ресурсного к инвестиционному этапу развития. Определяющим ориентиром в экономической политике должно быть увеличение удельного веса продукции обрабатывающих отраслей как на внутреннем рынке, так и в экспорте; наращивание доли высокотехнологичных изделий; переход от преимущественно ценовой конкуренции на основе низких издержек к конкуренции на основе улучшения потребительских свойств продукции.

Особенность нашей страны состоит в том, что, будучи высоко индустриализованной по масштабам, она нуждается в глубокой реструктуризации промышленности, не модернизировавшейся в течение десяти лет. Это требует привлечения значительных финансовых ресурсов, в первую очередь - от сырьевого сектора, а также от продаж военной техники. Должны быть также включены все рычаги государственного управления для приведения в соответствие сиюминутных выгод инвесторов, извлекаемых из продажи сырья и полупродуктов, с национальными задачами долгосрочного высокорентабельного и устойчивого воспроизводства, лежащего на инновационном пути развития экономики.

Привлечение в крупных масштабах частных инвестиций может осуществляться за счет включения в сферу финансирования инноваций пенсионных фондов, страховых компаний и кредитных союзов. Целесообразно также привлечение иностранных инвестиций с последующим погашением кредитов за счет экспорта конечной товарной продукции. Осуществление этих мероприятий требует в свою очередь серьезных изменений и дополнений в действующем законодательстве.

На третьем, инновационном этапе развития (2007-2010г.г.) ключевыми являются государственная поддержка инновационной инфраструктуры, создание предпосылок переключения спроса на отечественные инновации, информационная поддержка промышленного производства, укрепление связей науки с производством.

Внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Внимание государства постепенно должно переключаться с "количественных" аспектов поддержки на "качественные".

Частный сектор на этой стадии уже способен создавать и поддерживать эффективно работающие специализированные научно-технологические предприятия и брать на себя серьезную ответственность за подготовку кадров и развитие собственных технологий. Для достижения инновационной стадии необходимо способствовать формированию благоприятной конъюнктуры спроса. По мере диверсификации экономики формируется зрелый рынок капитала, доступ к которому обеспечен для всех перспективных компаний. Развиваются институциональные и организационные основы рыночных механизмов, обеспечивающих доверие инвесторов и предпринимателей.

В соответствии с прогнозируемыми этапами и целями развития формулируются задачи, которые будут решаться в ближайшие десять лет. Основными задачами государственной инновационной политики должны стать:

- координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач–инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

- сохранение и развитие научного и производственно- технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

- выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

- обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

- формирование и развитие внутреннего рынка;

- внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей стреды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: