целеполагание:
- выделить приоритеты научно-технологической и инновационной деятельности, увязанные с промышленной политикой;
- осуществить, в соответствии с системой приоритетов, реорганизацию системы федеральных целевых программ;
финансово-кредитные меры:
- Начиная с 2001 года, закладывать в бюджет ежегодный рост ассигнований на научные исследования, так чтобы довести в ближайшие годы долю затрат федерального бюджета на науку до 3% от бюджетных расходов. Выделяемые средства должны в первую очередь использоваться для поддержки фундаментальных исследований, обновления приборной базы и привлечения молодежи в науку;
- активизировать развитие инновационной инфраструктуры, выделяя на эти цели до 10% средств государственной инвестиционной программы;
- разработать систему конкурентных механизмов для стимулирования инновационной активности (таможенные тарифы и пошлины; налоги; тендеры на закупку наукоемкой продукции для государственных нужд);
- усовершенствовать механизмы поддержки малого инновационного предпринимательства, включая прямое финансирование из федеральных и региональных источников и стимулирование создания инновационной инфраструктуры.
|
|
институциональные меры:
- продолжить работу по реструктуризации сети научно-технических организаций, в том числе через поддержку интеграции научных учреждений и вузов, а также отраслевых организаций с промышленными предприятиями;
- развивать инновационную инфраструктуру в форме инновационно-технологических центров, инкубаторов, технопарков, инновационно-промышленных комплексов в том числе путем передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов под создание данных структур;
- образовать федеральные центры науки и высоких технологий в целях восстановления кооперационных связей и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста.
законодательные инициативы:
- разработать концептуальные основы осуществления инновационного процесса (доработать и принять Закон Российской Федерации "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике");
- ускорить принятие законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях, о коммерческой тайне;
- ликвидировать неопределенности в законодательстве и правоприменительной практике, касающиеся ограничения прав владельцев интеллектуальной собственности и правовых основ передачи коммерческой тайны и секретов производства;
- разработать нормативную базу для обеспечения возможности привлечения в инновационную область внебюджетных источников инвестирования, в первую очередь через развитие венчурных и страховых механизмов;
- разработать нормативную базу и механизмы финансирования инновационных проектов, реализуемых с участием и под патронажем государства, учитывая при этом платный характер предоставления ресурсов и возможности их капитализации.