Государство должно участвовать в реализации следующих основных мероприятий:
в научной сфере:
- увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
- введение федеральной контрактной системы по реализации научно-технических проектов, выполняемых за счет средств бюджета и внебюджетных источников;
- перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли конкурсно распределяемых средств;
- более широкое использование механизма конкурса;
- более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость. В случае паритетного финансирования государство вносит долю, равную вкладу из других источников;
- инвентаризация имеющегося научного задела, стимулирование взаимного проникновения технологий в оборонный и гражданский сектор;
- выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;
|
|
- радикальное улучшение информационного обеспечения, в том числе за счет привлечения коммерческих структур к развитию российской части Internet в интересах научно-образовательных и инновационных организаций;
- улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере; стимулирование привлечения молодежи в науку;
- более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;
- реструктуризация части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой структурой; санация и закрытие неэффективно работающих организаций;
- углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных направлений.
в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок:
На этапе коммерциализации происходит сложный процесс превращения результатов НИОКР в инновационный продукт. Стимулирование этого процесса может быть эффективным только в том случае, если соблюдаются интересы всех его участников в каждом звене инновационного цикла (разработка - освоение - выведение на рынок). Ключевым моментом успеха процесса коммерциализации является скорость его осуществления, которая может быть обеспечена только при высокой экономической мотивации всех его участников и профессиональном уровне менеджмента.
Основные мероприятия:
- развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в научно-технической сфере. Поддержка венчурного бизнеса со стороны государства необходима до тех пор, пока к нему не проявит интерес промышленность. Наиболее вероятными участниками венчурного финансирования в России являются Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), SITRA Management Ltd., Международная финансовая корпорация, Комиссия Европейского Союза, а также администрации ряда российских регионов. Целесообразно также в соответствии с мировой практикой разрешить инвестирование средств пенсионных фондов в венчурные фонды.
|
|
- развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков; образование в рамках финансово-промышленных групп страховых компаний, которые взяли бы на себя страхование кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции, таким образом разделив их с коммерческими банками;
- более широкое использование косвенных мер стимулирования инновационной активности;
- освоение и использование современных методов инжиниринга, прогнозирования и маркетинга наукоемкой продукции;
- развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий и инфраструктуры для образования и функционирования малых предприятий;
- вовлечение в хозяйственный оборот прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от несанкционированного использования; мировой опыт показывает, что наиболее эффективным механизмом вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот является разрешение передачи прав на продукты и процессы, созданные в научных организациях и университетах за счет государственных средств, промышленности для последующей их коммерциализации.
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретают вопросы защиты и использования интеллектуальной собственности, как особого товара нематериального вида. В стране в ближайшее время для нее должно быть завершено формирование нормативно-правового пространства и определена конкретная ответственность государственных ведомств. При этом должны быть созданы правовые условия для коллективного творчества.
Широкомасштабные инвестиции со стороны негосударственных структур в промышленное освоение разработок, созданных за счет федерального бюджета, возможно только при введении правовых норм, согласно которым негосударственные структуры, участвующие в финансировании, могут получать исключительные права на результаты научно-технической деятельности.
Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособного сектора экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами.
Одновременно в интересах государства при закреплении прав за организациями-разработчиками необходимо сохранить рычаги государственного управления исключительными правами на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджета, для соблюдения экономической и технологической безопасности страны, в том числе:
- гарантированное приобретение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов НИОКР для государственных нужд при передаче исключительных прав организациям-разработчикам;
|
|
- право контроля за использованием созданных на средства федерального бюджета результатов НИОКР, передаваемых исполнителям и пользователям.
Конкретные шаги в области защиты и охраны прав интеллектуальной собственности включают:
- ускорение принятия федеральных законов, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности; разработку нормативно-правовых актов, направленных, в первую очередь, на реализацию государственной политики при введении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств государственного бюджета;
- подготовку соответствующих дополнений к закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», постановлению Правительства РФ «Об использовании результатов научно-технической деятельности» и разработку предложений о форме правовой охраны секретных объектов интеллектуальной собственности в рамках авторского права;
- внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты («Кодекс об административных правонарушениях РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»), регламентирующие вопросы выявления нарушений прав авторов и правообладателей объектов интеллектуальной собственности, доказательства нарушения исключительных прав, а также вопросы проведения экспертизы в этой области;
- разработку типовых государственных контрактов, учитывающих сбалансированность законных интересов участников процесса создания и использования результатов научно-технической деятельности;
- подготовку Порядка определения источников и объема финансирования и выплаты компенсаций владельцам объектов интеллектуальной собственности и информации о технологиях в случае их засекречивания (закон РФ «О государственной тайне»).
|
|
в сфере создания национальной инновационной системы и формирования инновационного рынка:
Национальная инновационная система - важнейший элемент современной рыночной экономики, ориентированной на высокотехнологическое развитие. Она соединяет интересы государства и частного бизнеса по использованию научных знаний и разработок с целью реализация национальных конкурентных преимуществ в обеспечении устойчивого экономического роста, повышении благосостояния и качества жизни населения.
Исторически исследования и разработки были организационно отделены от производства, которое не всегда учитывало реальные потребности и сложившуюся в экономике систему относительных издержек и цен. Отдельные звенья национальной инновационной системы уже созданы и успешно функционируют, в настоящее время наступил этап их "тиражирования" в масштабах страны. При этом государственные средства должны играть роль стартового вклада, дополняемого ресурсами субъектов федерации и средствами частного капитала.
Основные мероприятия:
- дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры для развития предпринимательства в научно-технической сфере (инновационно-технологических центров, инкубаторов, технопарков, инновационно-промышленных комплексов). Целесообразно рекомендовать региональным и местным органам власти установить норматив расходов на поддержку инновационной деятельности в объеме не менее 10% бюджетов развития.
- повышение эффективности использования государственной собственности в целях активизации инновационной деятельности. Быструю отдачу можно получить путем передачи неиспользуемых производственных площадей и ресурсов под создание инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов.
- формирование корпоративных объединений образовательных, научных и промышленных организаций (включая федеральные центры науки и высоких технологий и исследовательские университеты) в целях восстановления кооперационных связей, использования эффекта масштаба производства и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста;
- ликвидация или диверсификация неперспективных и убыточных производств с проведением, в случае необходимости, предусмотренных действующим законодательством мер и процедур банкротства, введению внешнего управления, продажи имущества эффективному собственнику;
- создание инфраструктуры для перераспределения оборудования (информационные и лизинговые агентства, торговые предприятия по продаже подержанного оборудования и т.д.);
- создание с ведущими зарубежными фирмами совместных производств, на основе реализации крупных проектов;
- развитие системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для обеспечения проведения научно-исследовательских и опытно-констукторских работ в интересах отраслей промышленности;
- проведение мер по налоговому стимулированию инновационной восприимчивости промышленных предприятий, включая списание текущих затрат на исследования и разработки из налогооблагаемой базы, ускоренную амортизацию нового научного оборудования;
- развитие и широкое распространение системы подготовки кадров менеджеров;
- формирование нормативно-правовой базы инновационной сферы;
- создание систем стандартизации продукции и сертификации технологических процессов, товаров и услуг.