Ожидаемые результаты

В целом можно утверждать, что имеющиеся научно-технические заделы позволяют значительно увеличить присутствие России на мировых рынках высоких технологий. При реализации предложенного плана мероприятий существующий уровень может возрасти в течение нескольких лет почти на порядок, средняя продолжительность инновационного цикла сократится с 11 до 8 лет. Затраты на технологические инновации в общем объеме затрат со стороны промышленных предприятий возрастут более чем в два раза и составят 2%, а удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции составит 6.5%.

При этом доля наукоемкой продукции в российском экспорте возрастет предположительно до 5-8%. В структуре российского импорта наметятся прогрессивные тенденции, состоящие в замещении закупок готовой наукоемкой продукции приобретением лицензий и ноу-хау, а также в поставках высокотехнологичных комплектующих и других внутрифирменных кооперационных поставках.

Существенный вклад инновации внесут в энерго- и ресурсосбережение. Уже сейчас 19% расходов на нововведения направлены на сокращение производственных энергозатрат. Переход экономики к новому технологическому укладу позволит качественным образом изменить соотношение стоимостных затрат в конечной продукции, сократив ресурсную часть и увеличив долю оплаты труда. Последнее обстоятельство крайне важно для развития внутреннего потребительского рынка.

Мировой опыт показывает, что при выходе из экономического кризиса именно инновационная модель развития способна обеспечить годовой прирост ВВП в 5-8%.

Для проведения всего комплекса реформ необходимо рассчитывать на увеличение бюджетных ассигнований на науку таким образом, чтобы довести в ближайшие годы долю затрат федерального бюджета на науку до 3% бюджетных расходов(0,5 % ВВП), а общий уровень затрат на науку до уровня 2% от ВВП. При общем увеличении объемов структура источников затрат на науку должна сдвигаться в сторону снижения доли государства в общем объеме затрат примерно до 25 % к 2005 г. (в 1999 году –около 50%).

Значительное место среди мер по государственной поддержке науки занимают косвенные стимулы. Этот механизм должен быть развит с одновременным усилением адресности преференций, которые должны быть ориентированы по функциональному, а не по отраслевому признаку.

Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности системы льгот производителям через вычеты из налогооблагаемой базы, привязанные к уровню инновационной активности предприятий.

В государственной инвестиционной программе следует выделить не менее 10 % средств на создание национальной инновационной инфраструктуры. Как показывает накопленный опыт, период их окупаемости только через налоговые поступления в бюджет не превышает двух - трех лет. При этом нагрузка на бюджет может быть дополнительно ослаблена за счет вторичного использования при создании инновационной инфраструктуры ресурсов научно-технической и промышленной сфер, высвобождающихся в процессе их реструктуризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: