double arrow

Оценка ситуации, цели и принципы реформы.

Реформа системы российских железных дорог является частью общей задачи реформирования естественных монополий.

В период перехода экономики России от плановой к рыночной системе хозяйствования снижение объемных показателей работы на федеральном железнодорожном транспорте оказалось даже большим, чем в экономике в целом. Так, грузооборот за 1991-1998 гг. снизился почти в 2 раза. Немногим меньшим было и снижение пассажирооборота.

Такое сокращение объемных показателей работы железнодорожного транспорта, снижение его государственной поддержки, переход на масштабное перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых привели после либерализации цен в 1992 году к более высоким темпам роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по сравнению с темпами роста цен в промышленности. Тем не менее, в 1996 году и первом квартале 1997 года перевозочная деятельность на федеральном железнодорожном транспорте оставалась убыточной и сопровождалась сокращением вложений денежных средств в техническое перевооружение отрасли. Именно данное обстоятельство, а также, необходимость снижения железнодорожных тарифов, стали основным аргументом в пользу принятия в 1997 году решения о проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта.

На основе реализации первого этапа структурных преобразований, предусмотренных Концепцией, и внутриотраслевой деятельности по снижению эксплуатационных расходов основная цель проводимых в последние три года реформ на железнодорожном транспорте – снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом – была достигнута. В целом за 1997-1999 гг. средний уровень тарифов на грузовые железнодорожные перевозки снизился на 14,2%.

В 1999 году работа отрасли отражала положительные сдвиги в экономике страны. Погрузка грузов в 1999 году выросла на 13,5%, грузооборот – на 17,7%, пассажирооборот – на 11,5%.

Вместе с тем с учетом нынешних тенденций развития экономики страны стала очевидна главная угроза для бесперебойного функционирования федерального железнодорожного транспорта. С 1992 г. объемы капитальных вложений на железнодорожном транспорте снизились не менее чем в три раза. Износ основных производственных фондов в последние годы растет непрерывно и составляет в настоящее время выше 50%. На железных дорогах эксплуатируется треть технических средств, выработавших установленные сроки службы, при этом износ тепловозов превышает 54%, электровозов – 50%, мотор-вагонных секций пригородных поездов – 54%. В тяжелом положении находится путевое хозяйство.

В таких условиях становится сложно обеспечивать безопасность перевозок при сохранении их объемов.

Если в 1997-1998 гг. начало реализации структурной реформы на федеральном железнодорожном было инициировано и реализовывалось в интересах прежде всего предприятий – потребителей услуг железнодорожников, то к началу 2000 года активизация структурной реформы в железнодорожной отрасли стала ее внутренней потребностью. Без проведения структурной реформы становится невозможным привлекать внешние инвестиции. За счет же только собственных инвестиционных средств обновление материально-производственной базы федерального железнодорожного транспорта не представляется возможным.

Основная цель структурной реформы железнодорожного транспорта – повышение эффективности его функционирования для удовлетворения платежеспособного спроса на железнодорожные перевозки в условиях растущих требований по объему, качеству и срокам перевозок.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

- Создание условий для внедрения рыночных механизмов в организацию функционирования и развития железнодорожного транспорта;

- Снижение на этой основе стоимости перевозок для производителей;

- Обеспечение устойчивости работы железнодорожного транспорта, снижение аварийности, обеспечение качественного технологического развития системы российских железных дорог;

- Обновление производственно-технической базы отрасли, создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций;

- Обеспечение финансовой прозрачности монопольных видов деятельности для государства и потребителей транспортных услуг;

- Повышение мотивации поставщиков услуг.

Можно выделить ряд основополагающих принципов, на которых должна основываться концепция и практическая работы по реформированию железнодорожного транспорта.

Во-первых, реформой управляет Министерство путей сообщения, именно оно несет ответственность за устойчивость функционирования системы железнодорожного транспорта, за эффективность его работы и за и ход осуществления реформ.

Во-вторых, разделение функций государственного управления (министерство) и хозяйственной деятельности (собственно оказание услуг железнодорожного транспорта).

В-третьих, разделение основных (непосредственно связанных с перевозками) и неосновных видов деятельности. Отделение большей части вспомогательных и обслуживающих предприятий, их приватизация. Выделение объектов социальной сферы.

В-четвертых, разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта. Усиление государственного контроля в монопольном секторе и проведение специальной работы по стимулированию конкуренции там, где это возможно.

В-пятых, обеспечение доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса на недискриминационной основе.

В-шестых, сохранение экстерриториальности железных дорог.

При достижении основных целей реформы должны учитываться следующие ограничения:

ü поддержание управляемости, бесперебойности, не ухудшение условий функционирования железнодорожного транспорта, безопасности перевозок.

ü обеспечение целостности экономического пространства, недопущение разобщения регионов страны, а также ухудшение транспортного сообщения с другими странами.

ü необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;

ü необходимость сохранения единой системы диспетчерского управления;

ü самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта - уровень тарифов, с учетом дотаций из бюджета, должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенного воспроизводства.

Реформирование отношений собственности, структурные преобразования на железнодорожном транспорте, способны решить основную проблему функционирования железнодорожной отрасли на современном этапе.

Для инвесторов, оценивающих и общую благоприятную экономическую ситуацию в стране, и перспективы реформированного железнодорожного транспорта, вложения в железнодорожную отрасль, гарантированные к тому же и возможностью перспективного участия в собственности, станут выгодными. Начнется реальное изменение к лучшему материально-производственной базы железнодорожного транспорта.

Одновременно будет реализовываться ряд мер по повышению финансовой устойчивости компаний, что является залогом повышения их стоимости при приватизации. Инвесторы по достоинству оценят прекращение перекрестного субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок за счет грузовых. Эти и другие меры обеспечат прибыльность работы железнодорожного транспорта, что является вторым главнейшим условием (после реформирования отношений собственности) притока инвестиций.

Принципиальное значение для формирования благоприятного инвестиционного климата в железнодорожной отрасли будет иметь тот факт, что начнут строиться и полностью частные железные дороги. Их появление будет свидетельствовать о том, что инвесторы пойдут даже в инфраструктуру. Государству же придется находить новые подходы к регулированию этого преобразованного, но монопольного по своей сути сектора.

В новом, преобразованном виде будет обеспечена равнодоступность инфраструктуры железнодорожного транспорта. Инвесторами это также будет воспринято как лишнее доказательство перспективности вложений в железнодорожную отрасль. Появится эффективный мотивационный механизм.

В результате разделения монопольного и конкурентного секторов, во-первых, повысится эффективность государственного регулирования и, во-вторых, реально начнет формироваться конкурентная среда, что будет являться сдерживающим фактором для роста железнодорожных тарифов.

Выявятся и в полной мере используются еще имеющиеся резервы по снижению издержек.

Произойдет обновление и модернизация материально-производственной базы отрасли.

Российский железнодорожный транспорт по многим показателям выйдет на лидирующие позиции в мире и станет одним из факторов обеспечения долговременного и устойчивого экономического роста в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: