В рамках конкурентного сектора формируется несколько компаний по перевозок грузов и пассажиров путем организационного выделения их из РАО «РЖД» в виде акционерных обществ со 100-процентным участием РАО. Данное выделение должно быть произведено с учетом развивающихся структурных процессов на железнодорожном транспорте и состояния экономики страны.
Грузовые компании-перевозчики формируются как на основе маршрутных перевозок (в виде технологических операторских компаний), так и для решения задач перевозки мелкопартионных грузов (повагонных поставок). Существуют и развиваются специализированные компании-перевозчики (по перевозке рефрижераторных грузов и контейнеров).
Необходимо решить вопрос о допуске иностранных компаний-перевозчиков, а также экспедиторских компаний, к работе на российском транспортном рынке.
Разрабатываются недискриминационные правила доступа к сетевой инфраструктуре РЖД хозяйствующих субъектов, имеющих собственный подвижной состав и не входящих (не входивших ранее) в структуру РЖД.
|
|
Отдельно решается вопрос о целесообразности формирования лизинговой компании, владеющей вагонами. На первом этапе такая компания может способствовать появлению большего числа компаний-перевозчиков и, соответственно, стимулировать развитие конкуренции.
Формируется несколько (5-10) пассажирских компаний дальних перевозок (КДПП). В состав их имущества входит прк пассажирских вагонов. В их состав возможно включение и иных имущественных комплексов для обслуживания пассажиров и пассажирских поездов.
Производственная деятельность КДПП включает:
- обслуживание дальних пассажирских поездов поездными бригадами;
- продажу билетов на пассажирские поезда (напрямую или через агентства);
- обслуживание пассажиров в поездах;
- организацию других услуг для пассажиров.
В перспективе возможно получение этими компаниями в собственность вокзальных терминалов (или строительство своих). Однако первоначально вокзалы учреждаются в форме открытых акционерных обществ с преобладающим участием РЖД в их капитале.
На первых этапах соответствующих государственный орган ежегодно должен устанавливать КДПП перечень обязательных дял обслуживания маршрутов и групп потребителей.
После организационного оформления происходит их выделение из состава РАО в виде дочерних обществ.
Пригородные перевозки выделяются в самостоятельную сферу деятельности. Из них создаются отдельные компании, в том числе совместно с муниципалитетами. Перечень и расписание обязательных маршрутов фиксируется в договорах, заключаемых этими компаниями с местными органами власти. Соответственно, на последних ложится основная тяжесть дотирования пригородных перевозок.
|
|
РАО «РЖД» превращается в холдинговую компанию, владеющую пакетами акций компаний по перевозке грузов и пассажиров и других компаний. Естественно-монопольный сектор (инфраструктура) остается в виде подразделения РАО «РЖД» с перспективой стать основной сферой деятельности РАО. Его главной задачей является поддержание и развитие путевого хозяйства при обеспечении равного доступа компаний-перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) и его региональные отделения образуют единую, иерархически организованную диспетчерскую службу.
Помимо собственно обслуживания инфраструктуры РАО предоставляет компаниям-перевозчикам услуги по отслеживанию продвижения вагонов в пути, а также по оптимизации использования вагонного парка (при формировании составов). (Вариант: формирование компании – оператора перевозочного процесса в форме некоммерческого партнерства, учрежденного всеми участниками перевозочного процесса и открытого для вхождения в ее состав новых хозяйствующих субъектов).
Новые обстоятельства, которые сложатся в результате рационализации организации деятельности по доставке грузов и пассажиров, функционирования набирающих силу операторских компаний, предприятий-собственников подвижного состава и пассажирских компаний, предопределят в перспективе конкретный механизм разделения инфрастуктуры и эксплуатационной деятельности.
На этой стадии происходит окончательное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
Работа по созданию дирекций по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании и в пригородном сообщении (пассажирских компаний) перейдет в качественно иную фазу: такие компании будут выделены из структуры РАО «РЖД» в качестве дочерних акционерных обществ и станут самостоятельными. Одновременно должны быть предусмотрены бюджетные дотации для обеспечения их функционирования.