double arrow

Упорядочение правовой базы функционирования железнодорожного транспорта.

Исходным пунктом реформирования железнодорожного транспорта должно быть совершенствование правовой базы отрасли. Действующие нормативные акты в ряде случаев противоречат друг другу и ограничивают возможности проведения назревших структурных преобразований.

Существует противоречие между Концепцией структурной реформы федерального железнодорожного транспорта и Федеральным законом РФ “О естественных монополиях”. В соответствии с первой доставка грузов и пассажиров отнесена к конкурентному сектору, а в законе РФ “О естественных монополиях” к сферам деятельности субъекта естественной монополии на железнодорожном транспорте, отнесены, в том числе, и железнодорожные перевозки. Требуется внесение в закон нормы об отнесении к естественной монополии не железнодорожных перевозок, а инфраструктуры железнодорожного транспорта.

По Федеральному закону “О федеральном железнодорожном транспорте” государственное управление отраслью осуществляется МПС на праве хозяйственного ведения. К его исключительной компетенции относится и управление перевозочным процессом, и регулирование хозяйственной деятельности. Тем самым МПС является агентом государства в области имущественных отношений на железнодорожном транспорте, собственность которого имеет статус федеральной. Таким образом, МПС совмещает функции федерального органа исполнительной власти и специализированного финансового агента.

Необходимо упразднение нормы указанного закона о том, что имущество федерального железнодорожного транспорта относится исключительно к федеральной собственности. Необходимо предусмотреть в новой редакции закона возможность функционирования предприятий железнодорожного транспорта в организационно-правовой форме хозяйственного общества, а не только в форме государственного унитарного предприятия. Также необходимо внесение в закон нормы, исключающей возможность совмещения хозяйственных и государственных функций в федеральном органе государственной власти с тем, чтобы привести его в соответствие с законом о конкуренции и потребностями реформирования отрасли.

«Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 24.12.93, запрещена приватизация железных дорог, объектов и имущества железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ. Эта норма является тормозом в достижении основных целей реформы, поэтому нуждается в отмене.

Необходимо внесение поправок в ФЗ «Транспортный устав железных дорого РФ», учитывающий разделение инфраструктуры перевозок, а также принятие нормы, в соответствии с которой грузоотправитель имеет дело не только с железной дорогой, но и с перевозочными компаниями.

Важное значение имеет совершенствование налогового законодательства. В частности, принятие поправок, устраняющих двойное налогообложение пассажирских компаний (по оборотным налогам). Для обеспечения политической поддержки реформе со стороны регионов необходимо принимать во внимание сохранение налоговой базы соответствующих регионов при проведении структурных преобразований.

Эти и другие изменения в законодательстве сформируют необходимую правовую базу для реализации нового этапа структурного реформирования железнодорожного транспорта.

На первом же этапе реформ необходим перевод МПС на оптовый рынок электроэнергии ФОРЭМ, что позволит существенно снизить грузовые тарифы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: