Разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности и создание РАО «Российские железные дороги» (РАО «РЖД»)

Принимается решение о разделении в системе МПС России, государственных и хозяйственных функций. Государственные функции по управлению железнодорожным транспортом закрепляются за МПС России.

К ним относятся:

- прогнозирование и планирование развития железнодорожного комплекса, прогнозирование транспортно-экономических связей, потребностей внутреннего и внешнего рынков транспортных услуг;

- подготовка предложений по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы;

- проведение единой технической политики;

- проведение нормативной политики;

- контроль за безопасностью движения;

- сертификация и стандартизация (вариант: и лицензирование);

- регулирование в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров

Министерство путей сообщения будет включать в себя, кроме департамента железных дорог, структурные подразделения нынешнего Министерства транспорта и выполнять функции государственного регулирования и развития всего транспортного сектора страны.

Необходимо отметить, что в перспективе, по мере укрепления институтов государственной власти, большая часть перечисленных выше функций может быть передано иным ведомствам (Минэкономики, МАПу), общественными (саморегулирующимися) организациями либо регулироваться непосредственно правом.

Передача хозяйственных функций может быть осуществлена предприятию в предусмотренной гражданским законодательством организационно–правовой форме. Реально это либо Государственное унитарное предприятие (ГУП), либо акционерное общество открытого типа (ОАО).

При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать следующее их сравнительные характеристики:

Таким образом, необходимо создать РАО «РЖД» в виде открытого акционерного общества, 100% акций которого принадлежит государству. Это будет означать концентрацию хозяйственных управленческих функций в образованном акционерном обществе. К этим функциям относятся:

- обеспечение перевозок грузов и пассажиров, в том числе для государственных нужд и социально значимых перевозок;

- обеспечение безопасности движения;

- совершенствование технологии;

- развитие производственной базы;

- другие функции хозяйственного управления

Железные дороги входят в состав РАО «РЖД». Все имущество железнодорожного транспорта является собственностью РАО «РЖД» и управляется централизованно. Технология централизованного управления перевозочным процессом сохраняется и непрерывно совершенствуется на основе внедрения современных систем телекоммуникаций и информатизации.

Образование РЖД не должно стать сдерживающим фактором продолжения процесса выделения из состава железнодорожного транспорта и акционирования (приватизации) вспомогательных и обслуживающих предприятий, деятельность которых не связана с перевозочным процессом.

Объекты социальной инфраструктуры также продолжают выводиться из состава железнодорожного транспорта и передаваться (продаваться) в ведение субъектов Федерации и муниципалитетов. При установлении уровня тарифов затраты на финансирование социальной сферы не учитываются.

Внутри РАО выделяются в качестве структурных подразделений виды деятельности, относящиеся к естественно-монопольному и потенциально конкурентным видам деятельности.

Естественно-монопольным сектором являются:

- инфраструктура железнодорожного транспорта (путь и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава в пути следования и в некоторых случаях обслуживающие их депо). На первых этапах сюда может относиться локомотивное хозяйство;

- услуги, оказываемые инфраструктурой;

- технические и информационные системы, обеспечивающие управление движением поездов и формирование заказов на пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта;

- централизованно регулируемая система разработки графика движения, расписания и технология обслуживания пассажирских поездов в пути следования, комплекс АСУ-“Экспресс”.

К конкурентному сектору относятся:

- перевозки грузов и пассажиров;

- предоставление услуг грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг, предоставляемых клиентам;

- в перспективе грузовые терминалы и пассажирские вокзалы.

Прежде всего, происходит выделение хозяйств инфраструктуры и перевозок на отдельные балансы. Это создает основу для их организационного разделения в дальнейшем.

Определяются принципы новой тарифной политики. В тарифе выделяется инфраструктурная составляющая, которая является объектом прямого государственного регулирования.

В монопольном секторе будет осуществляться государственное регулирование тарифов, а именно тарифов за пользование инфраструктурой, в конкурентном - их поэтапная либерализация по мере развития конкуренции на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Очевидное сужение сферы регулирования тарифов станет значимым стимулом для инвесторов вкладывать средства в железнодорожный транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: