Развитие правовой базы электроэнергетики в новых условиях

Реформирование электроэнергетики потребует значительного комплексного изменения в законодательстве. Более того, необходимо не только внести изменения в действующее законодательство, но и разработать специфические набор нормативных документов, регулирующих электроэнергетику.

Для решения поставленных задач необходимо реализовать следующие основные мероприятия:

Создание сетевой компании и диспетчерской службы федерального уровня с усилением роли государства в них.

В состав создаваемой сетевой компании должны войти все межсистемные связи и системообразующие сети ЕЭС России. В процессе создания сетевой компании необходимо найти решение вопроса о выделении системообразующих сетей оптового рынка из состава тех энергосистем, в которых РАО «ЕЭС России» не обладает достаточным пакетом акций для обеспечения процесса реструктуризации.

Единая диспетчерская служба оптового рынка создается на базе ЦДУ и ОДУ РАО «ЕЭС России».

В обеих создаваемых структурах необходимо увеличить непосредственное влияние государства.

Формирование правил работы рынка и становление его инфраструктуры.

ФЭК России необходимо возглавить работу по разработке правил торговли на создаваемом оптовом рынке электроэнергии. Правила работы оптового рынка должны:

- обеспечивать оптимизацию загрузки генерирующих мощностей на основе применения недискриминационных процедур конкурентного отбора этих мощностей;

- предусматривать использование механизмов рыночного ценообразования.

ФЭК России необходимо разработать методики и механизмы регулирования транспорта, оказания системных услуг и диспетчеризации электроэнергии.

ФЭК России разработать механизм выравнивания стартовых условий гидроэлектростанций по отношению к тепловым, за счет использования части сверхприбыли, получаемой гидроэлектростанциями на создание фонда социальной поддержки реформирования электроэнергетики.

Дерегулирование производства электроэнергии.

Создать условия и обеспечить создание возможно большего числа генерирующих компаний – субъектов оптового рынка. В процессе создания генерирующих компаний обеспечить отсутствие монополизма на местном уровне.

Разработать программу вывода из эксплуатации неэффективных мощностей с обеспечением приоритетного решения возникающих в этом процессе социальных вопросов.

Создание согласованной вертикали регулирования по линии ФЭК – РЭК

ФЭК России разработать порядок выхода на оптовый рынок производителей и потребителей электроэнергии предусматривающий заявительную, а не разрешительную процедуру выхода.

ФЭК России разработать обязательные для применения РЭК субъектов федерации правила формирования тарифов на услуги по передаче энергии и подключению к сети, обеспечивающие компенсацию эксплуатационных затрат и формирование инвестиционного ресурса, необходимого для развития местных распределительных сетей электропередачи.

Устранение перекрестного субсидирования между группами потребителей

Прекратить политику перекрестного субсидирования. В случае необходимости субсидирования определенных групп потребителей, разработать механизмы адресного субсидирования из средств соответствующих бюджетов.

Значительное сокращение списка «неотключаемых» потребителей и повышение дисциплины их потребления.

Пересмотреть в сторону существенного сокращения список неотключаемых потребителей. Перейти на принцип условного гарантированного энергоснабжения. Для всех потребителей, за которыми сохраняется право гарантированного и бесперебойного энергоснабжения, предусмотреть квоту получения электроэнергии, соответствующую средствам, выделяемым из соответствующих бюджетов, на оплату их энергопотребления. Разработать механизм персональной ответственности руководителей соответствующих потребителей за уровень энергопотребления и оплату в безусловном порядке потребления электроэнергии сверх установленных норм.

Дерегулирование сбыта электроэнергии

Обеспечить оформление сбытовой деятельности на розничном рынке электроэнергии как самостоятельного вида деятельности. ФЭК России разработать единые для всей страны правила работы на рынке сбытовых компаний, обеспечивающее как право свободного входа на этот рынок независимых сбытовых компаний, так и механизмы регулирования их деятельности.

Создание программы реструктуризации РАО «ЕЭС России» как инструмента реформирования российской электроэнергетики

Представителям государства в составе Совета Директоров РАО «ЕЭС России» обеспечить разработку и осуществление программы реструктуризации РАО «ЕЭС России», соответствующую положениям настоящей Программы.

Замена регионального субсидирования прозрачными механизмами

Изменить политику регионального субсидирования таким образом, чтобы, обеспечивая необходимое с политической и социальной точки зрения субсидирование, она не искажала рыночные экономические сигналы.

преодоление кризиса неплатежей и улучшение платежной дисциплины.

Ввести дифференциацию устанавливаемых регулирующими органами тарифов на электрическую и тепловую энергию с учетом платёжной дисциплины потребителей, В случае неполной оплаты поставки по старым договорам потребителям при заключении новых договоров (после урегулирования вопросов накопленной задолженности) дополнительные объемы поставок, сверх своевременно оплаченных по старым договорам, должны предоставляться по повышенным тарифам. Размер повышенных (штрафных) тарифов должен устанавливаться органами государственного регулирования. Введение такой дифференциации является временной мерой, стимулирующей своевременные платежи существующих потребителей энергии, и ее использование целесообразно до момента доведения тарифов на электроэнергию до экономически оправданного уровня

Урегулировать все вопросы по просроченной задолженности потребителей-бюджетополучателей за поставленную энергию и газ (путем их выплаты, реструктуризации, переоформления в ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке, и др.) и принять меры по недопущению накопления новых долгов.

Рационализация ценовой политики.

За ближайшие два-три года вывести регулируемые государством тарифы на электрическую и тепловую энергию на уровень компенсации полных затрат (эксплуатационных и инвестиционных затрат), сдерживая их рост темпами, составляющими 10-12% в год (в постоянных ценах). Растянутый во времени процесс достижения этого уровня даст время на адаптацию и не нанесет чрезмерного ущерба конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Согласно расчётам межотраслевых взаимосвязей, при таком ежегодном росте цен энергетические затраты наиболее энергоемких отраслей промышленности будут увеличиваться темпом не более 4-5%, а цены других потребителей - около 1% ежегодно.

Финансовое оздоровление организаций электроэнергетики в условиях отложенного (постепенного) роста тарифов на энергию.

Мобилизовать все внутренние резервы организаций электроэнергетики по сокращению непроизводительных затрат и повышению эффективности своей производственно-хозяйственной деятельности, в том числе путем:

- проведения внутренней реструктуризации электроэнергетики с введением механизмов конкуренции в производстве и сбыте электроэнергии и с продажей (ликвидацией) непрофильных малоприбыльных видов хозяйственной деятельности;

- сокращения непроизводительных текущих затрат и их оптимизации, снижения коммерческих и технических потерь энергии;

- эффективного контроля за поступлением и использованием доходов;

- существенного сокращения, а затем и ликвидации бартерных сделок;

проведения инвентаризации осуществляемых инвестиционных проектов и отказа от реализации убыточных проектов (их закрытие, консервация или продажи другим заинтересованным инвесторам) и др.

Обеспечение финансовой и организационной прозрачности субъектов электроэнергетики.

Финансовая и организационная прозрачность – необходимые условия для проведения институциональных преобразований. Её можно добиться только на основе преодоления кризиса неплатежей потребителей топливно-энергетических ресурсов, исключения неденежных форм расчетов за счет ужесточения условий потребления и ограничения поставок энергоносителей (2000 - 2002 гг.).

Необходимо постепенно прекратить практику перекрестного субсидирования и осуществить сокращение перечня неотключаемых потребителей.

Требуется осуществить организационное и финансовое разделение монопольных и немонопольных видов деятельности.

Необходимо проведение независимого аудита финансовой и производственной деятельности по каждому виду.

Таким образом, в результате институциональных преобразований будет сформирован конкурентный рынок электрической энергии, создана основа для привлечения внешних инвестиций в электроэнергетику. Первоочередными для внешних инвестиций должны стать объекты, требующие значительных капитальных вложений (например, недостроенные объекты). Одной из форм привлечения инвестиций может быть и продажа РАО «ЕЭС России» своей доли в капитале генерирующей компании. При этом инвестором должно быть гарантировано неперепрофилирование объекта и обязательство осуществить капитальные вложения в определенных размерах, направлениях и сроках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: