double arrow

Тенденции и проблемы развития

Несмотря на ряд объективных трудностей топливно-энергетический комплекс, в основном, обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3 % по первичным энергоресурсам и 23,7 % по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50 %.

За последние годы в ТЭК наблюдались негативные процессы, которые к 2000 году привели комплекс к положению, характеризующемуся следующими основными негативными факторами:

- серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы добывающих отраслей ТЭК, особенно нефтяной. За последние 7 лет объем геологоразведочных работ сократился в 3 раза, прирост разведанных запасов даже не компенсирует текущую добычу. В 1999 году этот прирост составил по нефти и по газу 65 % и 37 % соответственно от их добычи. Действующие нефтяные месторождения выработаны более чем на 50 %, доля трудноизвлекаемых запасов достигла 55 %. Обводненность добываемой нефти в целом по отрасли превышает 80 %.

- дефицит инвестиций во всех секторах ТЭК. Объем инвестиций в 1999 году сократился в сопоставимом виде по сравнению с 1990 годом в 3,2 раза. Это не позволяет компенсировать естественное выбытие производственных мощностей ТЭК. И без того высокий износ основных фондов отраслей и большой их возраст продолжают увеличиваться. В 1999 году по некоторым оценкам износ оборудования по всем отраслям ТЭК превысил 50 %. Все это при высокой капиталоемкости и инвестиционной инерционности ТЭК может в перспективе сделать энергетику фактором, ограничивающим темпы экономического роста;

- перекосы и диспропорции в ценовой политике привели к деформациям структуры спроса на энергоносители, не обеспечили производителям энергоресурсов условия для самофинансирования производственной деятельности, проведения активной инвестиционной политики;

- несовершенная налоговая политика привела к ситуациям, когда уровень налоговых изъятий не соответствовал результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций ТЭК в условиях колебания конъюнктуры цен на энергоносители. Законодательство о недропользовании не позволяет на практике применять продекларированные налоговые льготы для трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья;

- ТЭК продолжает играть основную роль в тарифном субсидировании предприятий и населения, в том числе является «спонсором» множества неконкурентоспособных предприятий и берет на себя функции государства по социальной защите (субсидированию цен и тарифов) населения;

- усугубляется научно-техническое отставание всех секторов ТЭК от мирового передового уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт составляет всего 6 %, доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции - 11 %, энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях не экономично, в стране отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, крайне мало используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало. Все это снижает экономические показатели производства энергоносителей. Крайне низкой продолжает оставаться производительность труда;

- износ основных производственных фондов является причиной высокой аварийности, высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;

- остается нестабильным финансовое положение производственных структур ТЭК. Главной причиной этого являются неплатежи за энергоносители, несовершенство налоговой системы и недостаточная экономическая эффективность производства.

- не сформировались зрелые рыночные структуры и конкурентный энергетический рынок. Производственная и организационная структуры ТЭК требуют реформирования в направлении развития реальных конкурентных отношений. Недостаточно обеспечивается прозрачность финансово-хозяйственной деятельности естественных монополий, что негативно сказывается на эффективности государственного регулирования их деятельности и развитии конкуренции в этой сфере;

- значительно возрасла энергоемкость экономики, в 3,5 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран Запада. Основой такого положения является сложившиеся еще до начала экономической реформы тяжелая энергоемкая структура промышленного производства и технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности. За годы реформы структурный фактор энергопотребления усугубился из-за вытеснения с внутреннего рынка малоэнергоемких отечественных отраслей (машиностроения, легкой и пищевой промышленности), а удельные энергетические затраты в сфере производства возросли из-за недогрузки мощностей. В результате за годы реформы удельная энергоемкость экономики, с учетом влияния падения ВВП, возросла еще на 21 %. Все это приводит к непомерно высоким затратам общества на свое энергообеспечение и крайне негативно влияет на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- имеет место высокая нагрузка на окружающую среду от деятельности ТЭК. Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким. Топливно-энергетический комплекс - крупнейший загрязнитель окружающей среды, выбрасывающий 48 % всех вредных веществ в атмосферу страны, 27 % загрязненных сточных вод, свыше 30 % твердых отходов производства и до 70 % общего объема парниковых газов. Такое положение контрастирует с развитием мировых экологических тенденций устойчивого развития, тяжело отражается на экологической обстановке многих промышленных центров и городов страны;

- высокая зависимость нефтегазового сектора России, и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Колебания экспортных цен на нефть в 1997-1999 гг. в диапазоне от 60 до 180 долларов США за тонну, соответствующая динамика экспортных цен на природный газ при одновременных изменениях курса рубля к доллару (в 1998 г. - четырехкратном), сделали финансово-экономическое состояние этих отраслей и нестабильным и полностью зависимым от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. В условиях, когда доля экспорта достигает 40 % по нефти и 35 % по газу, экономическое положение указанных отраслей и наполнение консолидированного бюджета оказались зависимыми и уязвимыми от мировой энергетической конъюнктуры, которая может формироваться влиянием различных политических и экономических интересов.

- совокупность негативных факторов в ТЭК сложилась в систему, угрожающую в целом энергетической безопасности России. Анализ факторов (параметры обеспеченности территорий энергоносителями, диверсификация топливно-энергетического баланса, доля собственных энергоресурсов в их потреблении, уровни энергопотребления и др.), характеризующих состояние энергетической безопасности в России, указывает на то, что, подавляющее большинство территорий, находятся, в той или иной степени, кризисной ситуации.

Необходимо обеспечить формирование мер, которые обеспечили бы стабильное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах страны.

В соответствии с целями Программы развития России государственная политика в отношении ТЭК должна быть ориентирована на достижение следующих основных целей:

- Обеспечение внутреннего спроса на топливно-энергетические ресурсы.

Топливно-энергетический комплекс является структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Главной целью развития ТЭК является надежное обеспечение потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Масштабы, направления и стратегия развития ТЭК должны быть напрямую подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы ТЭК стал фактором, ограничивающим предполагаемый экономический рост.

Для обеспечения прогнозируемого роста ВВП к 2010 году по сравнению с уровнем 1999 года в 1,87-1,43 раза, с учетом ожидаемого снижения энергоемкости ВВП в 1,7-1,35 раза. При этом добыча газа должна возрасти на 15,9-10,5 %, нефти - на 8,7-2,3 % и твердых энергоносителей - на 33-20,4 %. Производство электроэнергии в этот период потребуется увеличить на 34-16 %. Прогнозируемые показатели роста ВВП и развития отраслей ТЭК приведены в Таблицах 1-3.

- Обеспечение потребностей бюджетной системы.

ТЭК является одним из основных источников наполнения бюджетной системы Российской Федерации, сохраняет высокую значимость для внешнеторгового баланса страны. Стратегия развития ТЭК должна предусматривать обеспечение фискальных потребностей бюджетной системы, с постепенным перераспределением налоговой нагрузки и снижением показателей ТЭК в структуре экономики страны. Прогнозируемая динамика спроса мирового рынка на энергоресурсы позволит сохранить экспортную конкурентоспособность российских нефти, нефтепродуктов и особенно газа

- Устойчивое, эколого-безопасное развитие на основе повышения эффективности использования топлива и энергии.

Стратегия развития ТЭК должна быть направлена на снижение энергоемкости производства и в целом затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эффективности использования топлива и энергии.

Стратегия развития ТЭК направлена на формирование системы мер, обеспечивающих стабильное функционирование ТЭК и его эффективное развитие в интересах страны, позволяющих ТЭК выполнить важнейшую инфраструктурную роль по обеспечению жизнедеятельности общества. При этом необходимо иметь в виду, что развитие ТЭК является существенным фактором развития ряда регионов страны и важным элементом внешнеэкономической политики России.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: