Институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости

Необходимой предпосылкой успешной реализации государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является сосредоточение в рамках единого федерального органа функций: по координации действий органов исполнительной власти в сфере недвижимости; разработке предложений по реализации государственной политики в сфере земли и иной недвижимости, мониторингу и обобщению его результатов; контролю исполнения законодательства в отношении гражданского оборота недвижимости и правового регулирования землепользования и застройки (градорегулирования).

Следует пересмотреть роль федеральных органов и государства с целью перехода от системы административного руководства, основанной на централизованном государственном управлении земельными ресурсами страны и сложившейся в условиях государственной монополии на землю, к системе децентрализованного - то есть максимально приближенного к объектам регулирования - обслуживания государственными органами и органами местного самоуправления участников рынка, единство которого обеспечивается общим законодательством и контролем за его исполнением. Новая система регулирования обеспечит свободу оборота недвижимости и самостоятельность использования земли и иной недвижимости ее собственниками. Децентрализация сделает возможным установить чёткие полномочия и ответственность государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также права, обязанности и ответственность собственников объектов недвижимости.

Для обеспечения рынка недвижимости необходимо создать систему органов, которые должны выполнять четыре функции:

- юридически закрепить факт появления и существенного изменения объекта недвижимости посредством выполнения функций по кадастровому учёту;

- гарантировать существующие права путём государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею;

- установить права и обязанности собственника по использованию и развитию недвижимости, которые определяют ценность недвижимости как товара, посредством принимаемых на муниципальном уровне норм о правовом зонировании;

- обеспечить оценку всех объектов недвижимости для целей налогообложения.

Каждая из указанных выше четырёх функций должна регламентироваться федеральным законодательством.

Необходимо создать единую систему кадастрового учёта объектов недвижимости (участков, строений, иных объектов недвижимости). Органам, осуществляющим кадастровый учет, необходимо запретить осуществление какой-либо иной деятельности. Формирование объектов по инициативе собственника могут выполнять любые организации, имеющие соответствующие лицензии. Особой регламентации требует оценка недвижимости для целей налогообложения, которая не должна совмещаться с деятельностью по сбору налогов. Должно быть усовершенствовано законодательство о регистрации прав на недвижимость, обеспечено становление на местном уровне системы регистрации прав на недвижимость. Будут созданы муниципальные службы градостроительного планирования и правового зонирования территории для планирования и контроля за развитием недвижимости в соответствии с установленными видами использования и строительного изменения недвижимости.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления должны выступать как представители интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Для того, чтобы обеспечить соответствие общественным интересам деятельности органов власти по распоряжению и использованию государственной и муниципальной недвижимости, эту деятельность необходимо поставить в определённые правовые рамки, установить её принципы и критерии оценки принятия решений. При этом должны быть обеспечены публичность и обоснованность действий органов власти, особенно касающихся выкупа недвижимости для общественных и муниципальных нужд.

Государство должно стимулировать активное участие граждан и профессиональных объединений в решении проблем рынка недвижимости как на местном уровне - в форме публичных слушаний по регламентам правового зонирования, так и на региональном и федеральном уровнях - в форме участия в законотворческой работе объединений профессиональных участников рынка и организаций по защите прав потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: