Характеристика ответной реакции агентов рынка, а также государственных органов и влияние всего комплекса мер на современную ситуацию

Предлагаемые меры соответствуют интересам бизнеса и в целом вызовут положительную реакцию со стороны большинства экономических операторов, при условии синхронизации и последовательности их реализации, а также проведения разьяснительной работы. Их следствием будет рост деловой активности предприятий, улучшение конкурентной ситуации на внутреннем рынке, прежде всего вследствие устранения имеющихся административных барьеров и формирования надежной и общедоступной системы нетарифной защиты внутреннего рынка.

Проблемы могут возникнуть:

- с отдельными операторами, которые в настоящее время занимают привилегированное положение в механизме выработки внешнеэкономических решений;

- с предприятиями секторов экономики, которые не являются конкурентоспособными, но претендуют на государственную поддержку;

- с компаниями, которые используют каналы серого или черного импорта и экспорта.

Негативная реакция отдельных секторов экономики может ожидаться в связи с присоединением к ВТО, прежде всего со стороны предприятий, пользующихся прямой бюджетной поддержкой или рассчитывающей на нее в будущем, а также предприятий и отраслей экономики, находящихся на стадии реструктуризации или становления. В известной мере такая реакция будет спровоцирована незнанием возможностей использования альтернативных методов защиты своих интересов, разрешенных ВТО. Однако, исходя из существующего уровня открытости внутреннего рынка товаров и услуг, такая реакция будет носить скорее эмоциональный характер.

Приведение российского законодательства в соответствие с обязательствами по действующим международным соглашениям и будущими обязательствами ВТО может вызвать негативную реакцию со стороны федеральных и местных органов исполнительной власти, которые занимаются вопросами выдачи разрешений на осуществление тех или иных видов деятельности, осуществляют таможенную очистку товаров, отвечают за разработку и применение системы стандартов и сертификацию товаров и услуг. Эта реакция будет обусловлена существенным ограничением возможностей "самостоятельного" творчества, необходимостью действовать в рамках достаточно жестких и узких правовых норм, определенных международными соглашениями и связанным законодательством, большая часть которого должна иметь прямое действие. Самостоятельность органов будет ограничена и после создания судебной процедуры разрешения споров по внешнеэкономическим решениям, принимаемым государственными учреждениями..

Предлагаемые меры приведут к фундаментальному изменению роли внешнеэкономической политики как важного инструмента поддержки и стимулирования экономического развития, достижения оптимальных рыночных пропорций. Позиции России в системе международного разделения труда и кооперирования существенно укрепятся. Улучшатся условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки и разрешения сопутствующих торговых конфликтов. В свою очередь это приведет к повышению стабильности экспортных поступлений. Формирование транспарентной системы регулирования экономической деятельности, вместе с изменением инвестиционного законодательства, существенно повысит привлекательность России для инвесторов. В этом же направлении будет действовать создание устойчивых преференциальных режимов в отношениях России со странами СНГ. Увеличатся возможности защиты рынка от наносящий ущерб иностранной конкуренции. Увеличится деловая активность, общее развитие ситуации будет стимулировать предприятия к выходу из "черной" и "серой" зон.

Отношение к предлагаемым мерам со стороны торговых партнеров России может быть двойственной. Несмотря на их нацеленность на приведение российской внешнеэкономической политики в соответствие с общепринятыми международными нормами, очевидно, некоторые партнеры будут негативно относиться к укреплению позиций России в международной экономической системе, так как это будет в ряде случаев происходить за счет ослабления их собственных позиций.

Очевидно будет расти противодействие попыткам вытеснения своих компаний из соответствующих ниш мирового рынка, а предоставление российским предприятиям возможности защиты от недобросовестной конкуренции – неизбежно расцениваться в качестве несправедливой меры. Нельзя исключать, что некоторые партнеры будут блокировать процесс присоединения к ВТО, выдвигая заведомо неприемлемые требования. Четкая реализация Россией принципа взаимности в международной торговле, активная политическая поддержка процесса будет способствовать смягчению или устранению этих проблем.

Реакция со стороны партнеров из стран СНГ также может оказаться негативной – но в другом плане. Многие страны СНГ используют существующие преференциальные соглашения для беспрепятственного проникновения на российский рынок. В условиях известных ценовых диспропорций и низкого платежеспособного спроса рынок СНГ вряд ли будет играть существенную роль для развития российского экспорта. Закрытие рынка труда России для граждан других стран СНГ может также вызвать негативное отношение. При определенных условиях, эти тенденции также можно изменить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: