Характеристика мирового опыта

Для всех развитых стран, и практически для всех основных развивающихся государств стабильные внешнеэкономические связи являются стратегически важным условием экономического развития.

Цель внешнеэкономической политики этих стран, в условиях достаточно открытого мирового рынка, заключается в том, чтобы обеспечить внешние условия для реализации своих конкурентных преимуществ через экспорт товаров, услуг и капиталов, обеспечивая одновременно защиту тех секторов экономики, которые имеют жизненно важное значение (с социальной, военно-стратегической, ресурсной точек зрения), и привлечение иностранных товаров, услуг и капиталов тогда, когда это необходимо для национального экономического развития.

На практике, эти задачи решаются в ходе международных торговых переговоров, на многостороннем или двустороннем уровне, в рамках которых достигаются обязывающие договоренности о режиме взаимной торговли, условиях применения различных инструментов регулирования. Подавляющее большинство стран давно отказалось от принятия автономных решений, если их следствием является улучшение условий для иностранных товаров или услуг на внутреннем рынке. Такие решения, как правило, "обмениваются" на встречные торговые уступки со стороны торговых партнеров в областях, представляющих реальный или потенциальный интерес для национальных поставщиков. Так формируется сбалансированная система встречных и взаимоувязанных обязательств, обеспечивающая потенциально равные права для всех участников соответствующих договоренностей.

Наиболее важное многостороннее соглашение такого рода – соглашение об учреждении ВТО. Более 120 государств-членов ВТО строят свою внешнеэкономическую политику в соответствии с Всемирной торговой организации. Система соглашений ВТО достаточно жестко определяет конкретные инструменты такой политики, условия и формы их применения, механизмы разрешения торговых споров. Эти соглашения регулируют взаимоотношения между участниками в торговле товарами (включая обьекты интеллектуальной собственности) и услугами, в области движения рабочей силы и капиталовложений, связанных с поставкой услуг, в области текущих платежей. Они устанавливают также ограничения для внутриэкономической политики, касающиеся, например, вопросов государственной поддержки, субсидий, деятельности государственных предприятий.

Правила ВТО закреплены в законодательстве всех ее участников. Отклонение от соответствующих обязательств дает возможность торговым партнерам предпринять аналогичные действия, что автоматически балансирует систему торговых отношений.

Помимо ВТО, многие страны вступают в двусторонние соглашения или в многосторонние соглашения с ограниченным числом участников, цель которых, как правило, заключается в формировании более благоприятных, преференциальных условий взаимной торговли и капиталовложений. Участниками таких соглашений становятся страны с примерно одинаковым уровнем экономического развития и сопоставимыми макроэкономическими приоритетами. Такие соглашения позволяют более эффективно использовать конкурентные преимущества участников. В ряде случаев, они ведут к усилению внешних переговорных позиций участников, и позволяют добиваться лучших условий доступа на рынки других государств.

Внешнеэкономическая политика участников ВТО тесно увязана с интересами национальных компаний. Ни одно решение, касающееся применения протекционистских мер или либерализации торгового режима, не принимается без учета мнения бизнеса. В этих целях созданы механизмы постоянного диалога между правительством и экономическими операторами. Действуют специальные судебные или административные механизмы разрешения споров между государством и компаниями, которые могут возникнуть в случае принятия государством решения, не соответствующего интересам бизнеса и международным обязательствам государства. Система инструментов внешнеэкономической политики транспарентна и предсказуема. Она плотно увязана с инструментарием макроэкономической и структурной политики. Такая связь касается, прежде всего, тех секторов, которые наиболее тесно связаны с внешними рынками, как с точки зрения экспорта, так и потребления. Кроме того, увязаны инструменты регулирования рынков товаров и рынков услуг, особенно тех, которые необходимы для производства и реализации товара.

Большинство стран с рыночной экономикой не ставят задачу регулирования структуры экспорта инструментами внешнеэкономической политики. Их применение концентрируется на формировании благоприятных внешних условий для экспорта, и защите национальной промышленности на стадии становления или реструктуризации. Некоторые чувствительные сектора экономики, в которых традиционно высоко влияние государства (например, сельское хозяйство или авиастроение) являются своего рода исключением из этого правила, и там действуют специальные программы экспортной поддержки.

Функции разработки и применения мер внешнеэкономической политики в большинстве стран сконцентрированы в едином органе. В структуре Комиссии ЕС этим вопросам занимается Генеральная дирекция I. В США действует Бюро торгового представителя, в котором сосредоточены все основные торгово-политические функции, и которое работает в тесном взаимодействии с "отраслевыми" ведомствами. Эти органы обладают весьма высокими полномочиями, и освобождены от функций технического характера, таких, как выдача лицензий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: