Сценарии развития внешнеэкономической политики России

Характер будущих сценариев в основном зависит от хода процесса присоединения России к ВТО. Присоединение к ВТО не только средство интеграции России в систему многосторонней торговли и решения многих проблем доступа на внешние рынки на основе участия в выработке новых правил международной торговли, но и важный инструмент внутреннего экономического развития.

Введение в российское законодательство и правоприменительную практику норм ВТО позволяет улучшить рамочные условия для осуществления экономической деятельности, повысить привлекательность России для иностранных инвесторов, практически интегрировать российский рынок в систему многосторонних торговых отношений на основе общих для всех "правил игры". Независимо от других факторов, это позволяет также существенно улучшить структуру и качество российского законодательства с точки зрения его прозрачности и устранения проявлений дискриминации в отношении участников внешнеэкономической деятельности.

С другой стороны, присоединение к ВТО означает потерю суверенитета в применении некоторых инструментов регулирования экономической деятельности, таких, как импортные тарифы, или субсидии, открытие некоторых внутренних рынков товаров и услуг.

Первый сценарий предполагает качественное ускорение переговорного процесса и его завершение в течение 1,5-2 лет. В этом случае Россия сможет принять участие в Раунде многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, и таким образом защитить свои интересы в выработке новых правил международной торговли.

Экономические последствия реализации этого сценария во многом будут зависеть от результатов переговоров, от профессионализма переговорщиков, характера политической поддержки. С торгово-политической точки зрения, он существенно улучшит место страны в многосторонней торговой системе и будет способствовать достаточно быстрому улучшению качества российского внешнеэкономического нормотворчества..

Второй сценарий предполагает продолжение переговорного процесса в существующей, "вялотекущей" форме. Временные рамки решения задач первого сценария соответственно раздвигаются. Россия сохраняет возможность временного применения мер регулирования, несовместимых с обязательствами ВТО, но одновременно увеличиваются риски торговых конфликтов. Адаптация российского законодательства и правоприменительной практики не носит системного характера. Решения, принятые без участия России в Раунде многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, негативно затронут интересы российских компаний на мировых рынках. Укрепление экономического, а значит и переговорного потенциала способствует выработки более благоприятных условий присоединения. Вместе с тем, дополнительные проблемы возникают с возможностью выполнения обязательств в новых сферах ВТО. Риски второго сценария связаны с тем, что Россия все время будет пытаться "догнать" динамично развивающуюся систему ВТО, и этот процесс не обязательно завершится с положительным результатом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: