Реформа среднего профессионального образования

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.

В соответствии с Национальной доктриной образования в среднесрочной перспективе среднее профессиональное образование должно стать общедоступным. Ведущая роль в финансировании среднего профессионального образования будет по-прежнему принадлежать государству. Финансирование из федерального бюджета будет обеспечивать свыше 50% от общего объема подготовки специалистов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение числа федеральных министерств, имеющих в своем ведении ссузы, и концентрация учебных заведений в ведении Минобразования России.

Разрыв традиционных связей с предприятиями, отсутствие средств на подготовку кадров не только у мелких и средних, но и у крупных предприятий привели к тому, что финансирование подготовки специалистов среднего звена за счет средств работодателей в краткосрочной перспективе (до 2005 года) может осуществляться в незначительных масштабах (не более 5 % от общего объема подготовки). В последующий период в связи с оживлением экономики, усилением связей системы среднего профессионального образования со сферой труда доля финансирования подготовки за счет средств юридических лиц может быть увеличена до 10 %. Средства населения в финансировании подготовки специалистов среднего звена не превысят 20 %, так как в системе среднего профессионального образования обучаются лица из малообеспеченных слоев населения. Использование доходов от собственной производственной деятельности ссузов на финансирование обучения студентов будет составлять 3-5 %.

Важным направлением развития многоканального финансирования должно стать соучредительство ссузов путем включения в состав учредителей органов управления субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и предприятий всех форм собственности при сохранении ведущей роли государства.

Необходимо расширить использование потенциала ссузов для дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации рабочих и специалистов, переподготовку незанятого и высвобождаемого населения за счет средств служб занятости.

Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по следующим направлениям:

- Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования.

- Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.

- Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности (и соответственно – на федеральном финансировании), 40-55 % - в собственности регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: