Стремительный прогресс развития информационных и коммуникационных технологий, способствовавших появлению и массовому распространению за последние годы спутниковой и оптической связи, Интернета, усилил позиции открытого образования как средства международного общения и получения непрерывного образования. Совмещение практической профессиональной деятельности и учёбы может быть во многом облегчено благодаря развитию открытого образования, с использованием дистанционного обучения, в основе которого также лежат технологии глобальной информационной сети.
Во-первых, для подключенного к Сети пользователя становится доступным весь массив опубликованных в Интернете программ и учебных материалов. Во-вторых, становится возможным интерактивное общение без задержки во времени между территориально удаленными друг от друга учащимся и преподавателем: тесты, экзамены, письменные работы передаются и оцениваются по электронной почте.
Важнейшие последствия этой революции в технологиях образования:
|
|
- рост конкуренции на образовательном рынке;
- вытеснение слабых преподавателей и программ;
- повышение качества и постоянный рост стандартов образования, которые из формальных и национальных становятся неформальными и международными;
- возможность формирования индивидуализированных программ и графиков обучения, адаптированных к особенностям каждой группы обучающихся или даже к персональным особенностям и склонностям студента и ученика.
Для России в первую очередь необходимо реализовать эти возможности в сфере профессионального образования. В отличие от общего образования, в сфере профессионального образования многообразие стандартов не позволяет органам управления образованием эффективно контролировать уровень качества и необходимого обновления учебных программ.
Меры, обеспечивающие широкое распространение открытого образования состоят в следующем:
- Интернет-доступ и библиотечный (открытый для всех студентов и преподавателей) компьютерный класс – в каждое профессиональное учебное заведение (реально сделать за 2-3 года, стоимость проекта не превысит 200 млн. долл.);
- каждое профессиональное учебное заведение обязано публиковать на своем сайте подробные учебные программы;
- развитие и легализация форм дистанционного обучения с использованием интернет-технологий; создание и финансовая поддержка методических интернет-центров и интернет-сообществ, включающих группы близких кафедр и факультетов (ориентировочная стоимость проекта – 150-200 млн. долл.);
- расширение государственного заказа на дистанционное образование.