Ожидаемые макроэкономические результаты реализации Стратегии

Реализация предлагаемой Стратегии должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум в 5 процентов в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28 процентов к 2004 году и на 70 процентов к 2010 году (в сравнении с 1999 годом). В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10 процентов, в этом случае увеличение объема производимого ВВП к 2010 году может быть большим. В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемы по текущему обменному курсу, к 2010 году увеличится примерно в 2.5 раза, примерно в такой же степени увеличится и среднедушевой объем ВВП.

По данным Госкомстата Росиии по итогам 1999 года валовое накопление в России составило 15.1 процента ВВП (в том числе валовое накопление основного капитала - 15.8 процента, изменение запасов материальных оборотных средств сложилось отрицательным - 0.7 процента ВВП). В то же время валовые сбережения превысили в 1999 году 25.5 процента. Разность между валовыми сбережениями и валовым накоплением – это отток капитала, кредитование остального мира, добровольное или вынужденное. В 1999 году номинальный объем вывезенного капитала несколько сократился по сравнению с предыдущими годами, однако, в процентном отношении к ВВП масштабы вывоза капитала возросли вследствие сокращения после девальвации долларового объема ВВП, пересчитываемого по текущему курсу. Объем оттока капитала, который в 1999 году превысил 10 процентов ВВП, и есть тот внутренний потенциал роста, причем, преимущественно инвестиционного. Одновременно с этим увеличился и потенциал роста экономики - гипотетически сокращение масштабов вывоза капитала вдвое могло бы позволить увеличить инвестиции примерно на одну треть, если бы эти ресурсы были направлены на инвестиции.

По расчетам валовые сбережения в 2000-2010 гг. будут колебаться в пределах 28.5-31.5 процента ВВП, так что потенциал роста будет оставаться высоким в течение всего периода. Это означает, что экономический рост по крайней мере в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Таким образом, данная стратегия направлена на то, чтобы максимально задействовать этот потенциал роста, сделав экономику страны привлекательной для долгосрочного инвестирования: следовательно, финансирование экономического роста в значительной мере будет обусловлено сокращением масштабов оттока капитала. Другим источником финансирования роста будут иностранные инвестиции. Однако, ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только с некоторым лагом, после того как активность отечественных инвесторов приобретет устойчивый характер.

За годы реформ в России сложилась весьма неравномерная структура распределения доходов. Так, по данным Госкомстата, в 1997-1999 годах, когда эта структура практически не менялась, около половины всех доходов (47.3-47.4 процента) аккумулировалось среди наиболее богатой 20-процентной группы населения. На долю средних трех квинтелей приходилось примерно столько же доходов (46.4-46.6 процента). В развитых странах на долю средних трех квинтилей приходится, как правило, более 55 процентов всех доходов, что обеспечивает устойчивую динамику массового внутреннего спроса. В России же, в силу сложившегося за годы реформ неравномерного распределения доходов, основные финансовые ресурсы аккумулируются в руках относительно узкой группы собственников, и эти ресурсы могут пойти преимущественно на инвестиции, и в меньшей степени на потребление.

Естественно, что чем выше общий объем инвестиций, тем сложнее обеспечивать высокие темпы их прироста. Таким образом, особенно велик потенциал роста именно сейчас, т.е. когда общий объем инвестиций, направляемых в российскую экономику относительно невелик, рубль остается дешевым, и в то же время потенциал прироста инвестиций характеризуется значительным разрывом между валовыми сбережениями и накоплением. Стратегия направлена на то, чтобы именно в ближайшие годы этот потенциал был реализован. Это будет достигаться путем существенного снижения рисков инвестирования в экономику страны, обеспечения для инвесторов понятных и стабильных "правил игры", защиты прав собственности, дерегулирования экономики, упрощения налоговой системы, поддержания макроэкономической стабильности. На начальном этапе программа направлена на пробуждение творческой инициативы российских граждан, облегчения условий для зарождения нового бизнеса.

Наиболее высокими темпы роста экономики могут быть именно тогда, когда страна будет готова создать благоприятный инвестиционный климат, когда рост инвестиций будет опережать рост потребления. Подъем инвестиционной активности, а значит и высокие темпы роста экономики возможны уже в ближайшие годы, т.е. пока рубль остается относительно дешевым и сохраняется значительный профицит во внешнеторговом балансе. Этот период (опережающий по сравнению с потреблением рост инвестиций) может длиться не менее 6-8 лет. К концу десятилетия возможно некоторое замедление темпов роста инвестиций и экономической динамики в целом.

Реализация стратегии позволит добиться постепенного преодоления деформаций в структуре распределения доходов населения, и помимо общего увеличения реальных располагаемых доходов позволит увеличить суммарную долю доходов среднедоходных групп населения. Тем самым будет создана основа для устойчивого массового внутреннего спроса и перехода к качественно иной траектории роста, когда динамика потребления начнет обгонять динамику инвестиций. В количественном отношении это будет означать увеличение суммарной доли средних трех квинтелей в общем объеме доходов населения - наибольшие сдвиги в этом направлении следует ожидать после 2004 года. Так по расчетам к 2004 году эта доля вырастет до 47-48 процентов, а к 2010 году - до 51-52 процентов. Одновременно с этим будет сокращаться удельный вес доходов верхнего, наиболее богатого, квинтиля (примерно до 42 процентов в 2010 году).

В результате к концу десятилетнего периода динамика частного потребления начнет устойчиво опережать динамику инвестиций, так что в 2010 году потребление увеличится в несколько большей пропорции, чем ВВП. В целом динамика ВВП будет отставать как от динамики потребления, так и от динамики валового накопления. Это отставание будет компенсироваться сокращением чистого экспорта и, соответственно, сокращением вывоза капитала. Не следует исключать, что в отдельные годы чистый экспорт товаров и услуг может принимать и отрицательные значения, если Россия станет надежным реципиентом капитала. В этих условиях, как сказаны выше, темпы роста экономики могут быть несколько выше, т.е. стратегия не исключает и более динамичного развития страны на период до 2010 года. Более того, такая возможность имеется, однако, учитывая потенциально возможные осложнения, которые могут быть вызваны как колебаниями мировой конъюнктуры, так и принципиальной невозможностью учета всех внутренних и внешних факторов, которые могут воздействовать на экономику страны в долгосрочной перспективе, следует избегать чрезмерного оптимизма в оценке потенциальной экономической динамики.

Сокращение чистого экспорта, и, как следствие, сокращение сальдо счета по текущим операциям может начаться уже с 2001 года. Причем это будет вызвано не только снижением объемов экспорта вследствие прогнозируемого ухудшения мировой конъюнктуры на рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, но и вследствие роста импорта, в том числе - импорта инвестиционных ресурсов. Однако, эта тенденция не окажет дестабилизирующего воздействия на экономику, поскольку будет сопровождаться сокращением масштабов оттока капитала. К 2004 году сальдо торгового баланса сократится до 17-19 миллиардов долларов, а сольдо счета текущих операций до 9-11 миллиардов долларов. К 2010 году сальдо счета текущих операций будет составлять порядка 3-4 миллиардов долларов, а сальдо торгового баланса - не более 7-9 миллиардов долларов в год.

К 2010 году Россия может существенно увеличить традиционно слабый для страны сектор экономики - экспортно-ориентированные услуги, объем которых может вырасти за десятилетие не менее чем на 60 процентов по сравнению с 1999 годом. При этом импорт услуг увеличится примерно чем на 30 процентов. Противоположные тенденции будут преобладать во внешней торговле товарами - динамика импорта будет устойчиво опережать динамику экспорта, причем в существенной степени за счет импорта инвестиционных товаров.

Существенно, что в ближайшее десятилетие будет происходить укрепление рубля в реальном выражении, приближение рыночного курса к паритету покупательной способности, что будет способствовать росту импорта, который за 10 лет может вырасти более чем вдвое. К 2010 году следует ожидать укрепления реального курса рубля не менее чем на 30-35 процентов. Одновременно с этим ожидается устойчивой тенденции накопления денежными властями валютных резервов, объем которых к 2010 году составит порядка 50-55 миллиардов долларов.

Пока же структура российской экономики такова, что динамика ВВП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. Так, удельный вес промышленности в ВВП составляет около 32 процентов. Динамика производства в торговле (22 процента ВВП) и на транспорте (8.3 процента ВВП) напрямую зависит от динамики производства промышленной продукции. Всего эти три сектора дают свыше 62 процентов ВВП. Доля нерыночных услуг (динамика которых в значительной степени обусловливается динамикой расходов расширенного правительства, удельный вес которого в ВВП будет сокращаться), составляет порядка 12 процентов ВВП. Еще порядка 12.5 процентов ВВП приходится на строительство и сельское хозяйство, в котором динамика производства вряд ли может существенно опережать динамику ВВП.

Удельный вес информатики и связи, где потенциально ожидаются более высокие темпы роста, приходится порядка двух процентов ВВП. Увеличение объема этих и других рыночных услуг в среднесрочной перспективе хотя и будет ускорять динамику ВВП, однако эти сектора пока еще не станут определяющими. Лишь к концу десятилетия можно рассчитывать на весомое увеличение экспорта услуг, так что традиционно отрицательное внешнее сальдо баланса услуг может стать приблизиться к нулевому значению.

К 2004 году чистый экспорт может сократиться до 5-7 процентов ВВП. К концу десятилетия он может составлять порядка 2-3 процентов ВВП. При этом к 2010 году удельный вес инвестиций в основной капитал будет составлять порядка 26-27 процентов ВВП с тенденцией к последующему его плавному снижению. Доля потребления в ВВП сохранится практически неизменной до 2004 года - увеличение доли валового накопления будет компенсироваться пропорциональным сокращением чистого экспорта. После 2004 года обозначится устойчивый рост потребления, доля которого в ВВП может приблизиться к 72 процентам в 2008-2010 гг. Это будет примерно соответствовать пропорциям 1996-1998 гг и будет существенно выше в сравнении с 1991-1995 гг. При этом, однако, следует учитывать, что прогнозируемые относительно высокий уровень потребления и пропорции между потреблением, валовым накоплением основного капитала и чистым экспортом в конце десятилетия будут гораздо более стабильными по сравнению с 1996-1998 гг, учитывая, что в эти годы относительно высокий для страны уровень потребления поддерживался за счет внешних заимствований.

Одновременно, с этим доля государственного потребления в ВВП будет плавно снижаться при одновременном росте его в реальном выражении, который, однако, будет существенно отставать от темпов роста ВВП. Это будет сопровождаться сокращением номинального налогового бремени и номинальных обязательств государства, не выполняемых в настоящее время. В итоге при росте общего уровня потребления лишь незначительно опережающим рост ВВП к 2010 году частное потребление увеличится не менее чем на 80 процентов. Это будет происходить на фоне повышения эффективности производства, в частности производительности труда, динамика которой будет примерно соответствовать динамике роста частного потребления и реальных доходов.

Сокращение доли расширенного правительства в ВВП будет способствовать более эффективному перераспределению ресурсов частным сектором. Государство же (после реструктуризации долга Парижскому клубу) сможет выполнять свои обязательства по погашению и обслуживанию внешнего долга в объеме 10-14 миллиардов долларов в год. Доля этих расходов в ВВП будет плавно снижаться как вследствие роста реального ВВП, так и вследствие укрепления национальной валюты. К концу периода (2010 год) удельный вес процентных расходов будет составлять порядка 2.5 процентов ВВП. Доля непроцентных расходов в ВВП составит к концу периода порядка … процентов ВВП.

Начиная с 2004 года инфляция будет устойчиво сохраняться на уровне менее 10 процентов даже несмотря на опережающий рост денежного предложения, поскольку он будет компенсироваться увеличением спроса на деньги вследствие роста экономики и замещения неденежных форм расчета денежными. При этом в течение относительно длительного периода времени рост цен производителей будет превышать рост потребительских цен, однако этот разрыв не будет столь существенным как в 1999-2000 года. Снижению инфляции будет способствовать сокращение доли неденежных расчетов между предприятиями, выбытие и реструктуризация неэффективных производств, их замещение сектором предприятий работающих по рыночным принципам, что явится следствием обеспечения равных условий конкуренции для все производителей.

Сохранение определенного инфляционного фона будет способствовать постепенной трансформации структуры внутренних цен, в первую очередь опережающему росту цен на энергосырьевые ресурсы, которые вследствие проводившейся в предшествующие годы политики регулирования существенно подешевели. Рост средних тарифов на электроэнергию к 2005 году по сравнению с 1999 годом в номинальном выражении может составить 3.5 раза, к 2010 году - 5.3 раза. Тарифы на газ в номинальном выражении могут увеличиться к 2005 и 2010 годам соответственно в 3 и 4.5 раза. При этом потребительские цены по сравнению с 1999 годом в 2005 году вырастут в среднегодовом исчислении примерно на 80 процентов, а в 2010 году - в 2.4 раза. Учитывая прогнозируемую динамику валютного курса, средняя цена киловатт/часа электроэнергии составит в 2005 году 2.5-2.6 цента, средняя цена кубического метра газа составит 2.8-2.9 цента. Одновременно, к 2004-2005 году будет ликвидировано перекрестное субсидирование в электроэнергетике: тариф для промышленных потребителей будет выровнен с тарифом для населения. Это означает, что рост тарифов для населения будет существенно опережать рост тарифов для предприятий. Не исключено, что по объективным причинам условия может потребоваться более быстрая трансформация структуры внутренних цен, более резкий рост цен первичных энергоресурсов. В этом случае инфляционный фон может быть несколько выше.

Развитие финансовых рынков в условиях политики бездефицитного бюджета будет также способствовать сдерживанию давления денежного предложения на уровень цен, так что потенциально возможный "избыточный" приток иностранного капитала может быть стерилизован посредством эмиссии относительно низкодоходных инструментов. Повышение уровня монетизации экономики будет способствовать росту капитализации банковской системы, так что доля заемных средств в составе инвестиций будет постепенно возрастать.

Преломление негативных тенденций в экономике будет существенным образом содействовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости, что, однако позитивно скажется не ранее, чем через несколько десятков лет. Неприятие же скорейших мер по нормализации экономической ситуации в стране, созданию условий для устойчивого роста экономики будет угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как государства.

В приложении ХХ приведены основные макроэкономические показатели до 2010 года.


[1] Отметим, что число судов и судей в Российской Федерации представляется неоправданно малым. Потребности в простом увеличении системы (включая вопрос увеличения числа судов, судей и сотрудников аппаратов судов) очевидны. Для сравнения: в Великобритании насчитывается около 26 тыс. судей (23 тыс. - мировые судьи). В России около 17 тыс. судебных мест, кроме того судебный процесс в Российской Федерации значительно более сложнее, чем в большинстве современных государств.

* Возможны варианты: формирование апелляционных и кассационных судов на одном уровне, сопровождаемое формированием института альтернативной жалобы (в зависимости от характера жалобы судья первой инстанции направляет дело либо в апелляционный, либо в кассационный суд). Однако предпочтительнее формирование двух ступеней обжалования: первая жалоба - апелляционная, последующая (вторая) - кассационная. В зависимости от выбора варианта, последовательность мероприятий и «картина» судебной системы будут различными.

* К сожалению, это положение в определенной степени консервируется действующим Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», где в статье 47 говорится, что Аппарат Правительства Российской Федерации образуется не только для обеспечения деятельности Правительства, но и для организации контроля за выполнением его решений органами исполнительной власти. Тем самым акцент переносится с публичного (политического) и правового контроля на контроль аппаратный, что будет противоречить становлению новой роли министерств и ведомств.

* В ряде министерств и ведомств доля работников предпенсионного и пенсионного возраста (старше 51 года) составляет около половины персонала. При этом велико число вакансий по ведомствам центрального аппарата, которые не удается заполнить.

[2] Исключением стали лишь марийцы, хакасы, алтайцы и балкарцы, доля которых в населении соответствующих республик уменьшилась. Специфические тенденции характерны для чеченского этноса.

[3] Многие из мероприятий, которые в аналитических целях отнесены к разным этапам, на практике могут осуществляться параллельно, поэтому понятие «этап» используется здесь условно. Вместе с тем, соблюдение общей последовательности выделенных стадий процесса интеграции необходимо. Идея интеграции может быть легко дискредитирована без достаточной подготовки проводимых мероприятий, особенно при имитации активности.

[4] Например, воздвигнутый в Испании памятник всем жертвам гражданской войны, стоявшим по разные стороны баррикад, имел огромное значение для процесса национального примирения в стране. Трудно переоценить ту роль в преодолении расовой сегрегации в США, которую сыграл кочующий из фильма в фильм образ двух героев – белого и чернокожего.

[5] Более подробно проблема поощрения добросовестной конкуренции рассматривается в разделе «Антимонопольная политика. Развитие конкуренции в России»

[6] К числу значимых тенденций в интеграционном процессе можно отнести, в частности, поощрение трансграничных перестраховочных операций и создание адекватных национальной системе страхования недискриминационных условий деятельности иностранного капитала.

[7] Более подробная оценка отдельных компонентов государственных обязательств приводится в Приложении ХХХ.

[8] В период финансового кризиса 1998 года долговая нагрузка на федеральный бюджет составляла ХХХ% ВВП и ХХХ% доходов.

[9] Подробное описание динамики и структуры доходов расширенного бюджета содержится в подразделе «Налоговая политика».

[10] Что является условием бездефицитности бюджета с учетом ожидаемых доходов от продажи государственного имущества и чистой выручки от реализации драгоценных металлов и камней.

[11] На региональном уровне недофинансирование только федеральных мандатов в 1998г. оценивалось в размере 4% ВВП.

[12] Более подробное описание проблем в сфере межбюджетных отношений содержится в разделе ХХХ.

[13] Подробное изложение стратегии реформирования межбюджетных отношений содержится в разделе ХХХ.

[14] Подробное изложение стратегии налоговой реформы содержится в разделе ХХХ.

[15] См., соответствующий раздел.

[16] В настоящее время кроме подоходного налога по базовой ставе 12% и предельной ставке 30% и отчислений в Пенсионный фонд физическими лицами по ставке 1%, работодатель уплачивает начисления на заработную плату: в Пенсионный фонд - 28%; Фонд социального страхования - 5,4%; Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%; Фонд занятости - 1,5%; Если учитывать только подоходный налог и платежи в социальные внебюджетные фонды, то суммарная ставка подоходного налогообложения (сумма подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений во внебюджетные фонды) составляет 37,2% при учете базовой ставки – 12% и около 50% при учете прогрессивности шкалы подоходного налога.

[17] При этом учитывается фактический объем и структура ВВП России 1999 года. Такой расчет предусматривает очень сильное допущение о нейтральности налоговой политики в краткосрочном периоде, однако, учет реальных эффектов налоговой реформы может значительно исказить и/или подвергнуть сомнению результаты расчетов в зависимости от принятых предпосылках о характере и величине изменений в экономике.

[18] Прогнозные значения ВВП (6800 млрд. рублей) и других основных макроэкономических показателей социально-экономического развития России в 2001 году взяты из расчетов Министерства экономики РФ. Необходимо отметить, что прогнозная структура ВВП на 2001 год несколько отличается от факта 1999 года, поэтому расчетные значения поступлений на 2001 год в % ВВП не соответствуют оценкам для первого этапа реформы.

[19] Без акцизов на бензин, дизтопливо и масла, идущих на финансирование дорожного строительства.

[20] В условиях ликвидации на первом этапе реформы целевого характера средств Дорожных фондов данная строчка в таблице оставлена для сопоставимости с фактом 1999 года.

[21] Расчет произведен только по 5 видам налогов (налог с продаж, налог на содержание соцсферы, муниципальный налог на прибыль (ставка 5%), налог на имущество, земельный налог и налог на недвижимость). Распределение регулирующих налогов между региональными и местными бюджетами принято по факту 1998 года.

[22] Здесь не рассматриваются различные варианты закрепления регулирующих налогов между уровнями бюджетов, и итоговое распределение доходов субъектов федерации может изменяться как в сторону ухудшения положения местных бюджетов, так и в сторону полной компенсации снижения поступлений по местным налогам.

[23]Так, в 1999 г. в условиях снижения доли акциза в отпускной цене крепких спиртных напитков зафиксировано заметное увеличение легального производства алкогольной продукции и связанное с этим резкое увеличение поступления сумм акцизов.

[24]В частности, соглашение с Кипром, предусматривает положение, согласно которому предприятие, зарегистрированное на Кипре и ведущее деятельность в России, но не имеющее представительства в России, платит налоги на Кипре, что позволяет легально уклоняться от уплаты налогов с доходов от деятельности в России

[25] Одной из типичных схем является следующая. Предприятие отгружает по предварительному сговору продукцию своему партнеру — короткоживущему предприятию, которое после ее реализации и получения денег исчезает. При этом у предприятия – поставщика, использующего учет по отгрузке, не возникает обязательств по уплате налога на прибыль и НДС. Более того, у него образуются убытки, в ряде случаев уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

[26] При оценке поступлений от подоходного налога и отчислений в социальные внебюджетные фонды в условиях 1999 года использованы следующие предпосылки:

· суммарная величина заработной платы в экономике принимается равной фактической величине в 1999 году (1225 млрд. рублей);

· снижение суммарной налоговой нагрузки на фонд заработной платы не приведет к снижению суммарных расходов на рабочую силу, т.е. произойдет только перераспределение между фондом заработной платы и величиной социальных отчислений, но общая их сумма останется на уровне 1999 года.

[27] По данным Госкомстата РФ – 16%. Мы предполагаем некоторое увеличение средней нормы рентабельности за счет снижения налогового бремени.

[28] Для оценки поступлений по налогу на прибыль в условиях налоговой реформы принята предпосылка о том, что база налога (налогооблагаемая прибыль) сохраняется на фактическом уровне 1999 года – около 15% ВВП.

[29] См. раздел «Налог на прибыль».

[30] При оценке эффектов предлагаемых мер по НДС приняты следующие предпосылки:

· база налога принимается на фактическом уровне 1999 года (42,2% ВВП);

· в действие вводится взимание НДС у экспортеров по принципу страны назначения (для экспорта в страны СНГ). При этом, на первом этапе данное правило распространяется только на экспорт в Украину, а на втором этапе – на экспорт во все страны СНГ.

[31] Проблемы, с которыми сталкивались банки, осуществлявшие деятельность в масштабах несколькихштатов в США явились главным фактором, которым руководствовалась Федеральная резервная система, приняврешение сосредоточить в одном месте операции, которые раньше осуществлялись в 12 штатах.

[32] Предусматривается поэтапное повышение возраста досрочного выхода на пенсию по мере повышения общеустановленного пенсионного возраста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: