Политика занятости

Одна из важных составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службы занятости и т.д.). Государственные службы занятости работают и должны работать в конкурентной среде.

Однако вне зависимости от эффективности альтернативных институтов рынка труда у государственных служб есть особые функции. Они призваны нейтрализовать неравенство граждан на рынке труда. В условиях, когда ресурсы, которыми располагает Федеральная служба занятости явно недостаточны для оказания помощи всем безработным, ее усилия должны быть сосредоточены преимущественно на поддержке безработных, которые сталкиваются с объективными препятствиями при самостоятельном поиске работы. Задача Федеральной службы занятости – максимально приблизить “потенциал трудоустройства” таких клиентов к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно.

Расширение спроса на рабочую силу, вызванное экономическим оздоровлением, позитивно скажется на тех, кто оставался безработным относительно более короткий период времени. Как правило, данная группа работников, обладающая высокой способностью к занятости, не требует интенсивной помощи со стороны государства. Часто достоверной и обширной информации о наличии вакансий оказывается для таких работников достаточным для существенного сокращения периода поиска работы.

Однако длительно безработные и те, для кого риск попадания в эту группу велик, едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно найдут новую работу. Именно на эту группу безработных преимущественно и должна быть нацелена политика на рынке труда.

Предстоящие структурные сдвиги в российской экономике, которые будут сопровождаться высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в территориальном разрезе приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучения безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников. В силу ограниченной территориальной мобильности работников, даже те из них, кто вполне конкурентоспособен на общероссийском рынке труда, в подобных случаях могут испытывать

В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов Фонда занятости населения расходуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработных или на реализацию программ с низкой эффективностью.

Таким образом, приоритетной задачей государственной политики занятости становится переориентация ресурсов на оказание эффективной помощи в трудоустройстве безработных, испытывающих серьезные трудности в плане самостоятельного поиска работы. Такая переориентация должны затронуть все основные функции Федеральной службы занятости, к числу которых относятся:

- посреднические услуги;

- аналитические и информационные услуги;

- обеспечение (в необходимых пределах) доходов безработных;

- реализация программ содействия занятости;

- реализация программ обучения безработных.

Решение этой задачи потребует пересмотра форм и методов работы Федеральной и региональных служб занятости, а также механизмов ее финансирования.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны Федеральной службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев назначения пособий по безработице должна быть пересмотрена. Их выплату необходимо максимально увязать с результатами профилирования безработных, с тем чтобы право на получение пособий возникало преимущественно у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми и нуждаются в активном содействии Федеральной службы занятости.

В силу того, что профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьироваться в территориальном разрезе, следует допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости от состояния рынка труда. Такая дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования.

С этой целью начиная с 2001 года финансирование государственной политики занятости будет полностью переведено на бюджетную основу. При этом выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.

Финансирование услуг по трудоустройству безработных будет осуществляться за счет территориальных бюджетов. При этом уровень региональной безработицы будет учитываться в формуле выравнивания при определении величины трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Программы трудоустройства, реализуемые Федеральной службой занятости будут ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них.

Обеспечение высокой эффективности государственных программ занятости с учетом вышеперечисленных требований предполагает наличие:

- обширной информации, включая данные выборочных обследований безработных и трудоустроенных, которая позволяет целевые группы и характер проблем, которые предполагается решить с помощью программ занятости;

- эффективной системы ресурсного планирования и обеспечения программ занятости;

- максимально возможная индивидуализация программ с учетом особенностей профиля безработных и внедрение гибких механизмов последующих индивидуальных действий с учетом промежуточных итогов реализации программ применительно к конкретным безработным;

- регулярного мониторинга результатов реализации программ занятости, позволяющего определить конечную эффективность программ и обеспечивать их своевременную корректировку по результатам мониторинга.

Реализация перечисленных мер преполагает внесение изменений и дополнений в Закон «О занятости населения в Российской Федерации», направленных на:

- пересмотр источников и механизмов финансирования государственной политики занятости;

- введение процедур профилирования безработных в качестве основы для планирования и реализации программ занятости;

- персмотр размеров пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с профилем безработных;

- облегчение порядка коллективных увольнений и сокращение объема гарантий и компенсаций для увольняемых, возлагаемых на работодателя;

- внедрение обязательных процедур мониторинга эффективности программ занятости;

- расширение полномочий территориальных органов Федеральной службы занятости населения в осуществлении политики занятости в регионах исходя из особенностей локальных рынков труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: