Основные положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия

Для успешного функционирования рыночной экономики огромное значение имеет становление процесса реструктуризации и банкротства предприятий.

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929—1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» , а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В 1993 г. при Госкомимуществе России создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (с 1999 г. — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству). Этот государственный орган образован в целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий).

Следующий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 1998 г., был принят 8 января 1998 г. Он в большей степени соответствует современным условиям экономического развития страны и более четко регулирует различные отношения при банкротстве.

26 декабря 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. В этом документе были уточнены основные понятия, применяемые при процедуре банкротства, впервые даны правовые нормы процедуры банкротства финансовых организаций (банков, страховых компаний, организаций, занимающихся торговлей ценными бумагами). В статьях этого закона получили отражение понятия банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, условия упрощенной процедуры банкротства. Новая редакция Закона утверждена Государственной Думой 31 декабря 2004 г.

Перечислим основные признаки банкротства .

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

ГК РФ (ст. 65) предусмотрено, что предприятие (кроме казенного) может быть объявлено банкротом по решению суда или по своему собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно.

Наряду с самим фактом разработки и действия данного законодательства о банкротстве, что является положительным явлением, следует отметить и ряд недостатков.

Во-первых, закон трактует несостоятельность и банкротство как одно и то же. Однако несостоятельность возникает вместе с неплатежеспособностью, а банкротство является результатом этого, но не обязательным.

Во-вторых, законом установлен слишком жесткий подход, связанный с неспособностью должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов, но без учета наличия у него дебиторской задолженности, в том числе и государственной. Неплатежи в течение трех месяцев при значительной дебиторской задолженности не всегда означают неспособность удовлетворять требования кредиторов. Они могут означать и независящие от предприятия обстоятельства.

В-третьих, минимальная сумма для обращения в арбитражный суд в 500 минимальных размеров оплаты труда слишком мала для средних и крупных предприятий.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) уделено внимание вопросам предупреждения банкротства. Закон предусматривает меры по финансовому оздоровлению должника, проводимые собственниками имущества унитарного предприятия, а также органами федеральной исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по отношению к неплатежеспособным организациям.

10.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: