double arrow

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

Цветное зрение человека играет огромное значение для многих сторон его жизни, часто придавая ей эмоциональную окраску. Поэт Гете писал «Желтый цвет радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло. Синий цвет, наоборот представляет все в печальном виде».

Цветное зрение подобно остроте зрения является функцией колбочкового аппарата, а, следовательно, зависит от состояния макулярной области сетчатки. Развитие цветного зрения идет параллельно остроте зрения, но обнаружить его наличие удается значительно позже. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые или зеленые цвета появляется у ребенка к 6 месяцам жизни. Нормальное формирование цветного зрения зависит от условий освещенности. Если новорожденного содержать в помещении с плохой освещенностью, то развитие соответственно задержится. Кроме того, развитие цветного зрения обусловлено развитием условнорефлекторных связей.

Человек может различать примерно 7 миллионов различных цветовых оттенков. Все многообразие зрительных ощущений может быть разделено на две группы: 1 - ахраматическое - восприятие белого, черного, серого цвета от самого светлого до самого темного и 2 - хроматическое - восприятие всех цветов. Хроматические цвета различают по тону, светлоте, насыщенности. Цветовой тон определяется длиной волны излучения. Насыщенность качество, под которым понимают интенсивность цветового тона, слабую или сильную окрашенность. Светлоту - характеризуют как безразмерную величину, используемую для количественной оценки различий между световыми ощущениями от двух смежных одноцветных поверхностей. Человеческий глаз может различить около 13000 цветовых оттенков.

Человеческий глаз способен видеть цвета от 396 до 760 нм. Невидимыми считаются лучи с длиной волны более короткой - ультрафиолетовые и длинноволновые инфракрасные.

Обычно цветовые ощущения вызываются не монохроматическим лучом с определенной длиной волны, а совокупностью лучей с различной длиной волны. Однако, глядя на любой цветной объект, глаз видит не каждую точку его многоцветной, а замечает один результирующий цвет, подчиняясь законам смешения цветов. Смешение цветов происходит не только тогда, когда оба цвета посылают в один глаз, но и тогда, когда в один глаз направляют монохроматический свет одного цвета, а во второй - другого. Бинокулярное смешение цветов говорит о том, что основную роль в его осуществлении играют центральные, а не периферические процессы.

Трихроматичность цветового зрения. Представление о существовании в сетчатке нормального человеческого глаза трех цветовых рецепторов, которые различаются преимущественной цветовой чувствительностью к одному из трех основных цветов и вместе с тем способны воспроизвести все многоцветие окружающего мира, связывают с именами М.В. Ломоносова, Т.Юнга и Г.Гельмогольца.

Экспериментальные подтверждения справедливости гипотезы о существовании трех классов колбочек получены лишь в середине текущего столетия благодаря возможностям в то время новых методов отраженной денситометрии и микроспектрофотометрии.

В настоящее время установлено наличие трех типов колбочек, содержащих различные пигменты с пиком спектральной чувствительности в зоне 570 – 590, 535 – 555 и 440 – 450 нм соответственно. Чувствительность каждого из зрительных пигментов резко снижается на длинноволновой стороне пика, но уменьшение чувствительности к данной волне компенсируется включением соседнего фоторецептора. Достаточно близкие данные спектральной чувствительности были получены при микроспектрофотометрии: 549 – 570 нм; 522 – 539 нм; 414 – 424 нм для каждого класса рецепторов [Dartnall H. et.al., 1983].

Трехрецепторная теория цветового зрения Гельмгольца подтверждалась тем, что цветность любой длины волны можно составить, смешивая в определенных пропорциях три монохроматических цвета:

400 – 450, 510 – 520, 630 – 700 нм. Правильность представлений о смеси цветов определяется нормальным состоянием как соответствующих колбочек в сетчатке, так и нейронов зрительных центров.

Цвет имеет три основных показателя: тон (оттенок), интенсивность и насыщение.

Цветовой тон определяется длиной волны излучения.

Насыщенность – качество, под которым понимают интенсивность цветового тона, слабую или сильную окрашенность.

Светлоту характеризуют как безразмерную величину, используемую для количественной оценки различий между световыми ощущениями от двух смежных одноцветных поверхностей.

Видимый нами спектр электромагнитных излучений заключен между коротковолновым (длина волны от 400 нм) излучением, которое мы называем фиолетовым цветом и длинноволновым излучением (длина волны до 700 нм) называемым красным цветом. Остальные цвета видимого спектра (синий, зеленый, желтый, оранжевый) имеют промежуточные значения длины волны. Смешение лучей всех цветов дает белый цвет. Если произвести смешение трех основных цветов - красного, зеленого и синего, то могут быть получены любые цвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: