С помощью этой группы методов у человека создается и укрепляется нужный эмоционально волевой настрой, развиваются высокие чувства, стремления, интересы, потребности, составляющие эмоционально-волевую сторону личности человека.
В этой группе можно выделить три подгруппы.
В первую входят следующие методы и приемы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы, чувство чести, желание действовать на пользу и радость другим людям и себе:
- увлечение радостной перспективой — ближней, средней, дальней;
- увлечение добрым делом;
- увлечение творческим поиском;
- увлечение героическим;
- увлечение красивым, прекрасным в природе, в искусстве, в поступках окружающих людей;
- увлечение необычным, таинственным, загадочным;
- увлечение смешным, веселым (юмором);
- товарищеское поощрение;
- товарищеская похвала;
- товарищеская награда.
Ко второй группе методов и приемов относятся те, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство ответственность за себя и за товарищей:
|
|
- товарищеское требование;
- товарищеский контроль;
- товарищеское напоминание;
- товарищеская помощь;
- товарищеское осуждение (его виды: товарищеское порицание словом, взглядом, мимикой, жестом;
- товарищеская критика — развернутое обоснованное порицание; товарищеское наказание — лишение человека права на участие в общих действиях).
К третьей подгруппе относятся те методы и приемы, с помощью которых возбуждается и укрепляется чувство веры в свои силы и чувство ответственности:
- доверие к человеку;
- товарищеское внушение;
- обращение к человеку, как к товарищу, за помощью.
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.24-25)