Будни ансамбля «Березка»

В жизни любого творческого коллектива, будь-то студенческого театра, танцевальной или хоровой студии, команды КВН, оркестра, по мере приобретения определенного опыта и появления успехов нередко возникает желание зафиксировать имеющиеся результаты на кинопленке или видеокассете. Так было, например, у аматоров знаменитого театра МГУ, КВН 60-х годов (Московского физтеха, Московского инженерно-строительного института), 80-х годов (Одесского университета, Московского химико-технологического института им. Д.Менделеева), конца 90-х и начала 2000-х годов (Харьковского авиационного института, Ереванского мединститута, команды «Квартал 95» и др.). Не стал исключением и коллектив «Березки», хотя справедливости ради надо отметить, что первые пробы самодеятельных съемок осуществляли хотя и участники ансамбля, но в связи с подготовкой к … институтскому КВН. Тогда знаменитое «трио» РазМогКуз (Разинский, Могилянский, Кузнецов) естественного факультета решило заснять на железнодорожном вокзале прибытие в Херсон группы известных литературных героев (Остапа Бендера, Паниковского, Попандопуло), облаченных в соответствующие наряды и парики. Все было бы ничего, но камера начинающих киношников случайно «зацепила» литерный состав, стоявший на запасном четвертом пути станции. Увы, этот факт не прошел мимо наблюдательных и бдительных сотрудников спецслужб. И съемочной бригаде пришлось писать объяснительные и убеждать чекистов, что никак не хотели разглашать государственные секреты. Чтобы погасить возникший скандал, пришлось не только вырезать с пленки некоторые ненужные кадры, но и просить поручиться за креативных киношников и ректорат, и общественные организации ХГПИ. Впрочем, урезанный кинорассказ, несмотря на все неприятности, получил хорошую оценку жюри и только подтолкнул ребят к дальнейшей кинодеятельности, результатом которой явился фильм «Будни ансамбля «Березка». Сценарий написал Саша Разинский. Он же придумал все мизансцены. Съемку производили руководители кинокружка областной станции юных техников братья Бейдеры, Миша и Юра (кстати, Миша был студентом-заочником филологического факультета). Фильм снимали на 16-миллиметровую пленку. Съемки производились в помещении малого спортивного зала ХГПИ, размещавшегося в старой церквушке возле главного корпуса института, у входа в областную станцию юных техников (пр.Ушакова, 27), во дворе старого корпуса института по улице Перекопской. Основные роли исполняли активнейшие участники ансамбля «Березка» 1968 года: А.Разинский (режиссер), С.К Москвичев (Карузо), В.Г.Чарнецкий и В.П.Берман (сиамские близнецы), Г.Везумский (главный исполнитель женских ролей), С.Могилянский (Моргунов), Ю.Соколов (мим-красавчик), А.Кузнецов (носильщик камеры), А.Граф (танцор с конфеткой), А.Балацкий (покупатель подарков). Фильм состоял из пяти взаимосвязанных частей: 1) до праздника 8 марта еще неделя; 2) до праздника остался 1 день; 3) первая и последняя репетиция; 4) покупка подарков; 5) преступление и наказание. Демонстрация фильма осуществлялась с помощью узкопленочного учебного киноаппарата «Украина» и сопровождалась музыкальной импровизацией тапера (Ю.Соколова). Повторяли показ мы несколько раз: в 1975-ом году, в 1990-м, 2000-м. Незадолго пред 40-летием «Березки» Геннадий Лукив переснял фильм с кинопленки на видеокассету, дополнив его удачным музыкальным сопровождением – мелодией из кинофильма «Двенадцать стульев». И фильм зазвучал совсем по-иному. Эту оценку подтвердили ребята из израильского филиала «Березки», которым мы переправили соответствующую кассету и, особенно, главный оператор Миша Бейдер, который увидел озвученный вариант своего фильма спустя 32 года.

Положительная реакция зрителей на премьере фильма «Будни ансамбля «Березка» в 1968 году, последовавшие вслед за этим восторженные отзывы студентов и сотрудников вдохновили авторскую группу на создание еще нескольких юмористических фильмов. Первым из этих «шедевров» появился детектив «Агент 007», который снимали на крыше девятиэтажного жилого дома на углу улиц Комсомольской и переулка им. Доры Любарской (напротив нового здания городского роддома №1). В фильме было много необычных трюков, связанных с погоней детективов за агентом, яркие драки, и падение беглеца с крыши с последующим бегством от преследователей. Те, кто видел сцены погони в «Агенте 007», невольно вспоминали кадры из фильма Л.Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в которых герой актера Смирнова гонялся за Шуриком. Несомненный колорит «Агенту 007» придало участие в съемках Толи Кузнецова, осваивавшего элегантное передвижение на костылях, и массивного Алика Шапиро, который демонстрировал оголенный торс на заснеженной январской крыше. Под стать им были и другие исполнители, в числе которых, наконец, оказался Леня Громов, доселе скептически относившийся к любимому жанру Чарли Чаплина и к нашим поискам в этой области.

Сегодня, спустя годы, можно признаться, что суета на крыше и внутри строящегося девятиэтажного дома МВД была подмечена будущими жильцами, приходящими смотреть за ходом строительства, так и сотрудниками (врачами, акушерами, нянями) нового городского роддома. Мало того, что в воскресные дни, когда мы появлялись на улице Комсомольской с аппаратурой, нам задавали вопрос: «А что вы, ребята, тут делаете?», «А кто вам разрешил здесь находиться?» Самым неожиданным для съемочной группы оказалось то, что однажды, как только мы появились возле стройки, нас встретила группа медработников в белых халатах с бутылкой «Шампанского» и букетом цветов, прибывшая по случаю рождения в новом роддоме юбилейного пятисотого ребенка. Не знаю, каким боком мы имели отношение к появлению на свет малыша (возможно акушеры считали, что мы сверху видели этот процесс, а, может, ожидаемые родственники заметно опоздали), но по глотку полусладкого напитка мы употребили и приступили к завершению съемок.

За «Агентом 007» последовал фильм «Рамзес 12», который снимали в помещении старого одноэтажного здания институтской бухгалтерии (его окна выходили на улицу Пестеля, и размещалось это здание во дворе ХГПИ между корпусом библиотеки и актовым залом). Вначале попасть в актерскую группу изъявили желание практически все из учившихся в 1969-м году в институте членов «Березки» (и Везумский Г., и Кузнецов А., и Федулов В., и Балацкий А., и Прокопец В.). Но поскольку имеющийся сценарий был не столь интересен, вскоре желание сниматься у некоторых ребят пропало. Помнится, что кто-то из участников принес на съемки большой рулон «конфетной оберточной ленты», которую использовали в качестве материала для сценических костюмов (из метра ленты получался головной убор, очень напоминающий облачение древних египтян). Снятые кадры мы, конечно, же, посмотрели, обсудили. Но до официальной премьеры дело не дошло: портить впечатление о киношной группе демонстрацией спорного по качеству произведения не хотелось, к тому же нужно было еще доснимать отсутствующие титры. Когда ж желание доработать незаконченный фильм у нас, наконец, возникло, выяснилось, что пленка затерялась. К сожалению, найти ее так и не удалось. Жалко, но что поделаешь!

Готовясь к одному из концертов «Березки» в конце 60-х годов, творческая группа киношников предложила отказаться от игрового кино, но зато использовать эффекты чешского театра «Латерна магика», в котором видеоряд на экране синтезируется с реальными предметами на сцене. Идея понравилась, и на очередном концерте в канун 8 Марта на экране показали автомобиль С.К.Москвичева, в который уселся добрый десяток улыбающихся пассажиров, затем в кадре появилось вращающееся колесо машины, после чего на сцену въезжал большой автомобильный скат и опускался с грохотом на пол. А вместе с ним на сцене появлялись все те участники «Березки», которые до этого плотно утрамбовались в салоне автомобиля. Звучали аккорды, и в зал полилась песня… Ход был неожиданным для зрителей, поэтому в зале восприняли такое начало настороженно, но с интересом. Как следствие – аплодисменты, возгласы одобрения.

Попытки обращаться к кино продолжались и в последующие годы. Так, в начале 70-х годов пополнение «Березки» с общетехнического факультета (Александр Бабанин, Владимир Волков, Геннадий Звонарев, Леня Мизиковский), которые вместе с филологом Юрий Соколовым были поклонниками рыбалки в ериках низовья Днепра, решили обойтись своими силами и снять шуточный фильм «Рыбалка». Будучи неплохими исполнителями миниатюр, киношники отразили на экране ряд комических ситуаций, связанных с нарушением технологии рыбной ловли, неграмотным управлением моторной лодкой, дилетантскими действиями при приготовлении рыбацкой ухи и т. п.

Фильм показали на концертах «Березки» практически один раз. Зрители приняли его тепло, заслуженно оценили удачные эпизоды. Но поскольку круг создателей картины был небольшим, после окончания ребятами учебы в ХГПИ, фильм «Рыбалка» был несколько забыт, тем более, что ни Саша Бабанин, ни Юра Соколов, которые были активными участниками многих юбилейных концертов «Березки», не напоминали о своем киношном творчестве начала 70-х годов.

Весомым оказалось обращение к кино в канун подготовки «Березки» к своему 25-летнему юбилею в 1985 году. Тогда возникла идея снять фильм «Музей «Березки»»… Работу над картиной возглавили А.Разинский и Г.Зинчин, которые к тому моменту стали ведущими сотрудниками дома учителя. Сценарий написал Саша, съемки осуществлял Григорий. Большая часть сцен снималась в здании дома учителя на улице Суворова, преимущественно в выходные дни, когда была возможность собрать без проблем всех исполнителей для реализации задуманного в сценарии, а затем пообщаться «за рюмкой чая» в каком-нибудь уютном кафе. Основными героями фильма были знакомые персонажи из предыдущих фильмов «Березки» (Карузо-Москвичев, сиамские близнецы – Берман и Чарнецкий, лектор – Громов, Моргунов – Могилянский, главный исполнитель женских ролей – Везумский, мим-красавчик Соколов, тяжелоатлет – Сорин, продюсер – Коган, носильщик камеры и осветитель – Кузнецов). К съемкам привлекались также представители молодого пополнения Сережа Немченко, Саша Кравец, Миша Паличев. В фильме было немало комедийных «приколов»: игра Саша и Сережи в шахматы за теннисным столом с пингпонгной сеткой; обнаружение Зинчиным в ведре во время стирки своей майки живой … тараньки; неудачная сдача пустых бутылок в пункт приема посуды Сеней Могилянским. Спускаясь по ступенькам в подвал с авоськой, в которой были пустые коньячные поллитровки, Сеня оступился и присел на разбитую бутылку. Первая помощь была ему оказана сразу же (благо в аптечке дома учителя имелась «зеленка»), после чего тучному Семену пришлось сокрушаться: «Ребята! Я все понимаю, но как я объясню супруге следы «зеленки» на ягодице?».

Замечу, что картину «Музей «Березки»» видели преимущественно горячие поклонники ансамбля из ХГПИ. А вот следующий фильм, в съемках которого принимала участие другая группа участников «Березки», состоящая из студентов инженерно-технологического факультета, представленных в театре «Буфф-ателье» во главе с Олегом Кравцом, видели не только в педине. Речь идет об известном детективе «Амэрикэнбой» с Александром Песковым и Юрием Назаровым. Там ребята самозабвенно изображали музыкантов, «лабающих блюз» в центральном городском ресторане «Фрегат».

Последнее кинопроизведение было создано в 2002 году. Начальные кадры снимались в Херсоне в кабинете ректора Юрия Ивановича Беляева, который «давал специальное задание» декану факультета физико-математических наук и информационных технологий В.П.Берману, выезжавшему с трехнедельной миссией в солнечный Израиль. Вторую часть намеченного фильма предполагалось снимать на Земле обетованной в пригороде Иерусалима, куда по договоренности съехались на два дня съемок представители израильского филиала «Березки». В 2002 году в филиал входили активисты среднего поколения ансамбля А.Разинский, С.Могилянский, И.Коган, Г.Зинчин, А.Кравец, А.Изнюк, а также молодежь, проявившая себя в 90-е годы: Вахтанг Ценсадзе, Влад Водянский, Александр Антупицкий.

Нужно признать, что ребята подготовились к съемкам достаточно солидно в плане оригинального построения сценария, и в плане разнообразия костюмов: на съемочной площадке присутствовали и уличный слепой музыкант (А.Кравец), и упрямый бедуин с курой на голове (С.Могилянский), и богобоязненный раввин (Г.Зинчин), и солдат срочной службы Вооруженных Сил Израиля (В.Водянский), и таинственная незнакомка (А.Разинский). Конечно, некоторые «повороты» в сценарии были спорными, а времени на их изменение у группы отсутствовало. Поэтому после окончания съемок состоялся «общий разбор полетов», во время которого решили завершить фильм песней «Педін – наш рідний дім», которую вместе с Виктором Петровичем под аккомпанемент Саши Кравца пели все киношники израильского филиала «Березки».

«Полуфабрикат» фильма был привезен в Херсон, к нему подготовили титры, после чего показали на праздничном вечере, посвященном Международному женскому дню вместе с видеороликом «Будни ансамбля «Березка»».

На съемках фильма «Место встречи изменить нельзя»
В.Берман, В.Водянский, А.Кравец, В.Ценсадзе, Г. Зинчин, С.Могилянский, А.Разинский

Упрямый бедуин с курой на голове С.Могилянский

Надо признать, что как первое, так и последнее кинопроизведение «Березки» содержали немало удачных «прикольных» кадров, вызывающих смех зрителей. И все-таки интерес к цветному израильскому варианту объяснялся скорее тем, что зрители ХДУ получили возможность увидеть на экране своих пединовских кумиров в новой, незнакомой ситуации.

Определенным подтекстом служили слова, прозвучавшие на украинском языке на фоне символического флага филиала:

Нас чудово з’єднав інститут.

Ми були його гордість і слава.

Нас навчили творити ось тут.

Для жінок ми зробили чимало.

Педін – ти наш любимий дім.

Педін – ти в серці лиш один.

Педін – єдиний наш пароль.

Педін – ти наша перша роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: