Социальные Интернет-сети и их влияние

Сеть Интернет сегодня находится в центре внимания многих наук и дисциплин. Проблемами, связанными с развитием информационных технологий, авторским правом, сетевой коммуникацией, интересуются социологи, юристы, культурологи, психологи, экономисты, специалисты в области менеджмента. Первые исследования, посвященные изучению политического процесса в сети Интернет, появились еще в 1990-е годы, когда делались только первые шаги субъектами политики в освоении киберпространства.

Выделяют три группы концепций, прогнозирующих влияние интернета на политические процессы. три группы концепций:

Первая группа, которую мы назовем «оптимистической», предвещала Интернету быстрый рост, способствующий институциональным изменениям в политической системе в целом, вплоть до перехода от представительной демократии к прямой.

Вторая группа, «пессимистическая», которую иногда называют «концепцией укрепления», говорит о том, что Интернет оказывает слабое влияние на текущую политику и не приводит к сколько-нибудь серьезным изменениям, укрепляя status quo.

И третья группа теорий – «реалистическая», наиболее адекватно отображающая современное положение вещей – концепция «активизации», полагающая, что с помощью технологий Web 2.0 Интернет не меняет политический процесс институционально, но способствует политической мобилизации.

Влияние И-нета и инф. Технологий на политику описывали ряд известных социологов.

Интернет вводит новую концептуальную модель, заменяя гражданство нетизенами человек или виртуальное лицо, являющееся пользователем Интернета и рассматривающее себя как гражданина интернет-общества Майклом Хаубеном (проф. Колумбийского ун-та), копирайт копилефтом, публичность анонимностью, этику нетикетом, государство виртуальными сообществами, реальную политику ее имитацией.

Наиболее полно обрисовал тенденции развития общества в условиях постмодерна Ж.Бодрийяр. Бодрийяр поставил вопрос о конце социального и политического в условиях массового общества Массы не являются ни субъектом, ни объектом политического процесса, поскольку они равнодушны по отношению к нему, а репрезентация масс является лишь имитацией.

А. Этциони, выступая с идеей теледемократии, говорил о том, что основа будущего демократического устройства должна находиться не в руках профессиональных политиков, а в руках общин.

Говард Рейнгольд (США) вводит понятие «виртуального сообщества» как социального объединения, которое вырастает из Сети.

Однако виртуальные сообщества, как правило, не носят политического характера, в том смысле, что общение в них не концентрирует большого внимания на реальной политической сфере, а потому участники сообщества не стремятся к участию в электронной демократии. Исключение, разумеется, составляют те сообщества, которые создаются вокруг лиц, увлеченных политикой, но они составляют подавляющее меньшинство. Таким образом, демассифицированное общество остается все тем же «молчаливым большинством», холодным к традиционным политическим проблемам.

В свою очередь это не означает, что виртуальные сообщества аполитичны по своей природе. Напротив, очень часто такие сообщества носят подчеркнуто политический характер. Как, например, в случае с виртуальными государствами, имитирующими политический процесс в Интернете. Возникновение новой, виртуальной социальности неизбежно ставит вопросы социальной стратификации внутри виртуальных сообществ, а, следовательно, и вопросы распределения власти внутри них. При этом члены сообщества поглощены виртуальной политикой, а не участием в электронной демократии. Имитация оказывается интереснее и ближе, чем реальная политика, что во многом связано с уменьшением роли государственной идентичности. Интернет, преодолевая проблему цифрового неравенства, стал вовлекать все большее число людей. Способствовали этому рост информационной инфраструктуры, коммерциализация сети и развитие технологий. Важную роль при этом сыграло развитие Web 2.0, что позволило не только популяризировать сеть, но и сделать из пассивной аудитории активных пользователей.

Позитивное влияние И-нета:

Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, упростив прямой контакт граждан и правительства,

а также снизив затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире. Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее близко подходить к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе. Граждане имеют возможность регистрировать автотранспорт, продлевать водительские лицензии, платить налоги без физического посещения учреждений и простаивания в длинных очередях. Все это, несомненно, приведет к увеличению степени вовлеченности граждан в политику и процесс управления. Очевидно, что дальнейшее распространение Интернета способно существенно ослабить позиции бюрократии в обществе, сделав оборот делопроизводственной документации рядовой функцией государственной машины.

Отрицательное влияние:

1. Имитационная, виртуальная политика.

2. Манипулирование

Интернет является важным фактором развития современной экономики. Его энтузиасты склонны верить, что Сеть активно способствует прогрессу в этой сфере общественной жизни. В то же самое время такие скептики, как, например, Роберт
Гордон
, полагают, что, хотя Интернет и имеет важное значение, на самом деле такие изобретения, как телеграф, автомобиль и электричество оказали гораздо большее воздействие как на экономику, так и на общество в целом. Не вызывает сомнений то, что для адекватной оценки влияния Интернета на экономику требуется время: использование Сети в коммерческих целях находится сейчас в стадии зарождения, несмотря на то, что оборот электронной торговли в 2000 г. составил сотни миллиардов долларов, и, как ожидается, будет исчисляться триллионами уже через несколько лет. Использование Интернета позволит фирмам снизить издержки на ведение учета, организацию поставок и поиск клиентов. Кроме того, Интернет расширит выбор товаров и услуг для покупателей. Рассматривая воздействие Интернет на экономику нашей страны можно выделить несколько моментов.

1.Конкуренция между производителями информации усилилась, так как практически исчезли барьеры входа на данный рынок.

2.С развитием Интернет тиражирование информационных продуктов стало практически бесплатным.Если раньше надо было переписывать информацию на материальный носитель – книгу,или дискету, то сейчас ее можно свободно скачать через интернет. Вследствие этого определенная часть информации перестает быть редким благом. То есть, вместо покупки, например, книги, ее можно спокойно скачать. Пиратство и плагиат – тоже следствие данного явления.

3.Произодство и бесплатное распространение информационного продукта становится одним из сигналов, снижающих асимметрию информацию. Например, корпоративный блог показывает профессионализм его владельца, а качественная статья больше говорит о статусе ученого, чем его регалии.

4.Часть информации производится и предоставляется потребителю бесплатно, для того чтобы обеспечить посещаемость своего ресурса и поднять его привлекательность для рекламодателей. Раньше это был удел профессионалов на телевидении и прочих СМИ. Сейчас это может сделать каждый.Тем более, как было указано ранее, из-за низких затрат на тиражирование, многие коммерческие информационные продукты воруются и распространяются бесплатно уже другими фирмами. Поэтому многие фирмы предпочитают бесплатно выставить свой продукт и заработать на рекламе. К тому же, не каждый будет платить за информацию, а с помощью рекламы определенный уровень дохода обеспечен.

5.Стать игроком на рынке информации может каждый, кто может ее производить или систематизировать. Это стимулирует производство информации и в тоже время создает множество некачественных информационных продуктов.

6.Информационные ресурсы создаются не только владельцем «веб-площадки», а сообществом, которое интересуют общие проблемы(например, Википедия, форумы, электронные журналы и т.п.). Причем именно здесь проявляется сетевой эффект – чем больше участников сообщества, тем оно привлекательней.

7.Знания стали передаваться практически мгновенно.Поэтому приходится их все быстрее производить, чтобы получить конкурентное преимущество.

8.Организации переводят информационные потоки в интернет и создаются концепции электронного правительства, электронной коммерции.

Это снижает трансакционные издержки для субъектов рынка информации. А уровень трансакционных затрат в современной экономике является одним из главных критериев эффективности организации бизнес-процесса и одним из главных критериев привлекательности субъекта информационного рынка.Например перенос многих информационных потоков между фирмой и клиентами в Интернет позволяет снизить затраты времени как преподавателей так и студентов.

9.Доступность информации о фирме, ее информационная открытость, снижающая асимметрию, становится одним из факторов конкурентоспособности фирмы и специалиста, то есть является сигналом о высоком качестве, так как фирмам с «плохим товаром» выгодна непрозрачность рынка.

Для производителя научной информации, например,ученого (как одного из главных производителя знаний) информационная открытость начинает выражаться в ведении собственного блога, на котором публикуются статьи, мнения о событиях и проблемах и т.п.

10.Фирмы приобретают сетевой характер, так как интернет снижая трансакционные издержки позволяет уменьшить количество уровней иерархии.

11.Получают распространения сетевые блага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: