Влияние И-нета на личность

Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную. Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации) личности, которые привлекли в последнее время внимание широкой публики (как однозначно негативные трансформации) и - в меньшей степени. исследователей (которые не стали бы торопиться с оценкой):

1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант,. хакерство;

2. Увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т.н..игровая наркомания.;

3. Увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний. вариант, т.н. Интернет-аддикция - своеобразная.(нарко)зависимость. от Интернета.

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети:

1. 1. Общение в режиме реального времени (т.н..чат.):

- с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения)

.... - с большим количеством людей одновременно

2. 2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:

- с одним собеседником (электронная почта)

.... - со многими людьми - участниками телеконференции (ньюсгруппы).

Кроме того, основанием. для классификации видов общения в Интернете могут. служить такие параметры, как:

- - открытость сообщества для всех желающих вступить в общение или закрытость его для посторонних,

- - наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников, причем частными случаями контроля могут быть модерирование, негласное проникновение в закрытый для посторонних канал общения,.подслушивание. (lurking),

- - ограничение вербальными текстами или мультимедийность.

Классификация. могла бы быть проведена и по параметру.степень анонимности при общении в Интернете., однако сделать это непросто, ибо в настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью. от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток.фактически управлять мнением о себе. (Жичкина, Белинская, 1999). Возможность варьировать степень. анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой

А.Е. Войскунский отмечает, что интернет − среда по сути своей неоднородная, образованная
различными социальными средами. Неоднородность Интернета как среды поведения, а также многообразие его сервисов обеспечивает различные виды деятельности пользователя в сети [1]. Однако, хотя среды общения и деятельности в Интернете очень разнообразны и в значительной степени отличаются друг от друга, они, тем не менее, обладают общими, присущими им всем, свойствами, которые являются результатом специфики коммуникации через Интернет. Reid и Turkle выделяют следующие особенности Интернет-коммуникации по сравнению с общением в реальном мире:

1) невидимость субъекта коммуникации;
2) анонимность;
3) слабая регламентированность поведения;
4) разнообразие сред общения, видов деятельности и способов самопрезентации [6].

Во втором случае «виртуальная личность» создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А.Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я[3].
Особый интерес в рамках вопроса интернет-коммуникаций вызывает феномен интернет-зависимости.

K. S. Young выделяет следующие критерии, характеризующие его:

1) критерий дезадаптации (негативное влияние использования Интернета на финансовый статус, межличностные отношения, здоровье, работу или учебу, эмоциональное состояние);
2) критерий невозможности субъективного контроля за использованием Интернета

Интернет создает множество различных форм коммуникаций. М. Моррис предлагает делить их на четыре категории:

1) асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма, ICQ);
2) асинхронная коммуникация «многих со многими» (например, социальные сети «В контакте», «Однокласники»);
3) синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строится вокруг какой-либо конкретной темы (например, форумы, чаты);
4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения

определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (информационные порталы)[8].

В.Л. Силаева выделяет разновидность Интернет-коммуникации, названную ею «игровым общением». Она определяет его, как общение, дающее возможность самопрезентации каждому пользователю, подключившемуся к сети Интернет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: