Информационная работа каи процесс творческого мышления

Примеры информационных проблем, решаемых с помощью творческого мышления. Общие принципы умственной деятель-иостн. Стадии процесса творческого мышления. Полезные методы. Шесть типов научных работников. Общие выводы.

«Люди не выносят, когда им говорят о трех вещах: о том, что у них пло­хой вкус, что они не умеют обращаться с людьми и что они не умеют думать». Ричард Уэйл.

Разведывательная информация по своему характеру в значительной мере представляет компиляцию. С большим трудолюбием мы собираем массу фактов, относящихся к данному вопросу и излагаем их в определенном, логически выдержанном порядке. Мы заполняем пробелы в материа­лах, суммируем цифровые данные. Это весьма полезный вид деятельности, однако рассматривать его в настоящей главе мы не будем.

Для того чтобы полностью решить подобные задачи (по крайней мере в теории), достаточно обладать трудолюбием и знать определенные технические приемы. Здесь не нужны или почти не нужны вдохновение или особые интеллектуаль­ные данные. Например, чтобы сделать самую подробную карту какой-либо территории, достаточно затратить на это соответствующее количество времени при условии, если ра­ботой будет заниматься специалист-картограф. Иначе обстоит дело с другими проблемами, которые могут иметь множество различных решений. Правильное решение в та­ких случаях может быть найдено только при наличии опы­та, соответствующих умственных способностей и знаний.


 

ГЛАВА 4

Вот примеры задач такого рода: написать труд по какому-либо вопросу; в области органической химии раскрыть струк­туру атомов в молекуле бензина, как это сделал Кекуль; создать вакцину против полиомиелита; дать оценку возмож­ному курсу действий данного государства в связи с приобре­тением Соединенными Штатами новых авиабаз в Африке.

Задачи такого рода нельзя решить с помощью только упорного труда и использования сложившихся технических приемов. Здесь требуется искусство творческого мышления, без чего невозможно мобилизовать наши умственные спо­собности и использовать их самым эффективным образом для решения поставленной задачи.

Авторы большинства опубликованных работ по вопросу о творческом мышлении интересовались прежде всего реше­нием проблем в области математики и других естественных наук, а также в области изобретательства. Среди работ такого рода, если их расположить в хронологической по­следовательности, можно указать труды Пуанкаре [26], Бэнкрофта [27], Плэтта и Бейкера [28], Россмэна [29], Полна [30], Конанта [31], Бевериджа [32].

Значительная часть из описанного этими авторами и поч­ти все, что ими было написано относительно процесса твор­ческого мышления, применимо к информационной работе разведки. Это и будет показано в настоящей главе.

Здесь будут также использованы материалы из работ не столь многочисленных авторов, рассматривавших в связи с процессом творческого мышления и другие вопросы. К их числу относятся следующие вопросы: а) разбор пси­хологических предпосылок творческого мышления — Джеймс [33], Дьюи [34], Хэмфри [35], Уоллэс [36]; затро­нуты при этом будут только отдельные важные моменты, касающиеся психологических предпосылок; б) творческое изложение — Лоуес [37]; в) оригинальность в бизнесе и рекламе — Осборн [38].

Мы знаем, что наши читатели способны мыслить. Если информационная работа действительно является умствен­ным процессом, то это полезно учитывать при решении проблем разведки. Необходимо дать ответ на следующие вопросы: «Каковы стадии процесса умственной работы?» и «Какие приемы умственной работы имеют всеобщее приме­нение?»


ИНФОРМ. РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 123

При написании настоящей главы автор преследовал цель выдвинуть ряд представляющих определенный инте­рес принципов, применимых в области научных открытий, информационной работы разведки и в других сферах умст­венного труда.

Сначала мы рассматриваем некоторые проблемы информа­ционной работы, решать которые необходимо с помощью творческого мышления. Эти проблемы образуют совокупность конкретных примеров разведывательной деятельности, в которой можно применить выдвинутые автором общие прин­ципы умственного труда, рассматриваемые далее в настоя­щей главе.

Затем процесс умственной работы рассматривается нами в общем плане, что служит введением к разбору четырех получивших широкое признание стадий творческого мышле­ния. Понимание сути этих стадий позволит нам более успеш­но работать на каждой из них. Все это послужит основой для ознакомления с рядом приемов умственной работы, оказавшихся особенно полезными в информационной ра­боте При этом мы будем, не стесняясь, заимствовать чужие идеи, если их можно использовать для совершенствования информационной работы разведки.

В заключение мы приведем высказывания известного ученого, исследовавшего вопрос о типах научно-исследова­тельских работников. Поскольку среди разведчиков-иссле­дователей мы обнаруживаем те же типы, работа указанного ученого будет способствовать использованию разведчиков каждого типа наиболее целесообразно. Кроме того, ознако­мившись с высказываниями этого ученого, каждый читатель легче сможет определить, к какому типу он относится, и наи­лучшим образом использовать свои способности.

ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ, РЕШАЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Ниже приводится несколько типичных проблем, решае­мых информационной службой разведки.

При чтении последующих разделов главы, посвященных той или иной стадии творческого мышления, например стадии «умозаключение», у читателя может возникнуть во­прос: как применить все эти положения в процессе построе-



ГЛАВА ■)


ННФОРМ. РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 125



ния гипотез, составления информационных прогнозов и т. д. для решения данных примерных проблем. Стадии процес­са творческого мышления рассматриваются нами для того, чтобы непосредственно познакомиться с характером работы разведчика-исследователя. Указание на возможность не­посредственного применения тех положений, которые рас­сматриваются в этой главе, для решения информационных проблем тем более необходимо, что рассматриваемые здесь стадии процесса творческого мышления являются прежде всего продуктом научной, а не информационно-исследова­тельской работы разведки.

Приводя примеры информационных проблем, мы следуем весьма разумному совету Дейля Карнеги: «Никогда не огра­ничивайтесь одним лишь провозглашением общего принци­па, а приводите несколько конкретных примеров его приме­нения на практике».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: