Проблема В. Дать правильное представление о положении в иностранном государстве

Например, возник вопрос о том, как в Куртэнии осуще­ствляется сверху донизу контроль за научной работой.


 

ГЛАВА 4

Положение в данной области не является чем-то неиз­менным, и его нельзя отразить с помощью одних лишь схем организационного построения соответствующих органов. Здесь мы имеем дело с огромной организацией, каждый член которой имеет свои честолюбивые стремления, возможности, недостатки. Как в действительности работает эта организа­ция, где фактически принимаются решения? В какой сте­пени научный работник, стоящий на низших ступенях ие­рархической лестницы, может отстаивать свои научные убеждения? Действительно ли политический контроль ис­ключает смелое и творческое развитие науки?

Как описать все это ясно, точно, выделив необходимые моменты, чтобы улиц, познакомившихся с докладом развед­ки, создалось правильное представление о существующем по­ложении? Решение этих задач требует творческого подхода как к изучению данной проблемы, так и к изложению резуль­татов исследования.

Проблема Г. Составление информационного прогноза

Останутся ли коммунисты у власти в Аркадии после оче­редных парламентских выборов?

В поисках ответа на этот вопрос мы переберем в голове ряд возможных ключевых факторов, от которых все будет зависеть: размер урожая пшеницы; позицию того или иного политического лидера; размер помощи, получаемой Арка­дией от Советского Союза- и т. д. Отбор для дальнейшего изучения из множества факторов нескольких основных происходит на всех стадиях процесса творческого мышления.

Проблема Д. Еще один информационный прогноз

Какого уровня может достичь развитие транспорта в Куртэнии к 1965 году?

В данном случае ключевые факторы и возможные методы решения задачи весьма очевидны. Фактором, способствую­щим развитию транспорта в Куртэнии, безусловно, являет­ся нужда в средствах транспорта; есть, конечно, и другие по­будительные мотивы. Фактором, препятствующим развитию транспорта, явится возможная нехватка стали, рабочей


ИНФОРМ. РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 127

силы и средств. Разведчик-исследователь должен будет ре­шить творческую задачу — сопоставить положительные и отрицательные факторы, чтобы получить правильный ответ на поставленный вопрос.

Проблема Е. Творческое изложение

После того как была поставлена задача и мы решили ее, по нашему мнению, более или менее удачно, после того как в результате дальнейших длительных раздумий и исследова­ний в нашей голове возникло четксе представление об изу­чаемой проблеме — после всего этого встает вопрос: каким образом изложить наши мысли в докладе, который заверша­ет работу? Должны ли мы докладывать о результатах своих исследований пространно или сжато? Следует ли излагать свои выводы в форме категорических утверждений или со­провождать их некоторыми оговорками? Какие схемы, иллю­страции, цитаты следует приводить? Окончательное из­ложение— это произведение искусства. Это задача настоя­щего художника и, следовательно, акт творческого мыш­ления.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общий обзор

По вопросу о различных аспектах процесса мышления написано много. Этот вопрос является составной частью предмета логики и психологии и разбирается в трудах по педагогике и смежным дисциплинам. Соответствующие мате­риалы можно найти в любой книге по логике, например у Уайтхеда [1 ] или Раби [23], или по психологии — у Джейм­са [33] и др.

Вопрос о процессе мышления в доходчивой форме, с уче­том последних достижений, однако весьма элементарно из­лагается в книге Хэмфри «Направленное мышление» [35]. Для этой книги характерен такой же общий подход к проб­леме, какого придерживаемся и мы в данной главе.

Ниже излагаются лишь некоторые основные моменты, непосредственно связанные с процессом творческого мышле-


 

ГЛАВА 4

Решение проблем.

Два примера,

иллюстрирующие процесс обдумывания и отказа от предварительных решений

Вам предстоит трехнедельный летний отпуск. Оставшись без денег, вы собирались спокойно провести его дома. Почта принесла сюрприз — чек на 1000 долларов, который при­слал вам на отпуск дядя. Возникает вопрос: куда по­ехать?

Моментально вы перебираете в уме несколько мест и от­брасываете их одно за другим. Флорида? Там слишком жар­ко. К приятелю Джону? Слишком скучный человек, чтобы пробыть с ним три недели. Египет? Слишком далеко и доро­го. Великобритания? Слишком дорого. Дорога туда и об­ратно на самолете или хорошем лайнере обойдется в 800 долларов. Глупо тратить деньги таким образом. И вы останавливаетесь пока на наиболее разумном решении—• отправиться на мыс Код, где живут ваши друзья. Это реше­ние № 1.

Но вы продолжаете думать дальше. В Англии у вас есть приятель, которого вы очень хотели бы повидать. Занявшись серьезно наведением справок, обнаруживаете, что имеется возможность съездить на теплоходе в Англию и обратно за 300 долларов, выполняя на борту судна определенную ра­боту. Тем самым поездка в Англию делается возможной с точки зрения времени и расходов. Вы решаете отправиться в Англию. Это решение № 2.

Автор просит читателей отметить, что критический пере­смотр предположений, на которых основывалось принятие решения № 1, имел первостепенное значение. Поставим во­прос так: следует ли мне, располагая 1000 долларов и трех­недельным отпуском, отправиться в Англию? Правильный ответ — нет.

В связи с решением № 2 (ситуация та же, но подход иной) вопрос был поставлен иначе: могу ли я попасть в Англию, чтобы повидать своего знакомого и вернуться назад, имея в своем распоряжении всего 1000 долларов и три недели отпус­ка? Правильный ответ — да.

Новое решение стало возможным в результате основа­тельного пересмотра преокнего предположения о том, что


ИПФОРМ. РАБОТА КАК ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 131

дорога в Англию и обратно обойдется в 800 долларов. Под­вергая сомнению общепринятые предположения, мы часто можем прийти к новым выводам и лучше решить стоящую перед нами проблему.

Приведем еще один столь же простой пример, связанный с умственной деятельностью в процессе решения определен­ных проблем. Предположим, что, рассматривая свой бюд­жет, я пришел к вполне определенному выводу, что мои расходы превышают доходы. Увеличить доходы нет возмож­ности. Следовательно, необходимо значительно сократить расходы. Обычно все поступают в подобном случае так, как это описано ниже. Я тщательно изучаю каждый пункт рас­ходной части своего бюджета.

Сократить расходы на квартиру? Нет. Перевозка моих пожитков на новую квартиру будет стоить больше, чем я сэкономлю на квартплате.

Сократить расходы на одежду? Нет. Хорошая одежда создает видимость преуспевания; это один из факторов, спо­собствующих успеху в деловом мире.

Продать автомобиль? Конечно, нет. Без него я не смогу работать и развлекаться. Мой образ жизни неразрывно свя­зан с использованием автомобиля.

Так я просматриваю все свои статьи расходов. Каждый раз, когда я хочу резко сократить какие-либо расходы, воз­никают веские доводы против. Но я все же дол­жен как-то сократить расходы. У меня ведь явно не хватает средств.

Приходится еще раз пересмотреть расходы. Факты не из­менились, но на этот раз я ставлю под сомнение первоначаль­ные предположения.

Сначала я исходил из предпосылки, что сокращение той или иной расходной статьи не должно причинить мне неудоб­ства. Я наивно полагал, что можно найти возможность со­кратить расходы, соблюдая это условие.

Теперь я изучал свои расходы, убедившись, что сокра­щения необходимо сделать независимо от того, как это от­разится на моих удобствах. На основании тех же фактов я прихожу к совершенно другим выводам. Я обнаруживаю, что могу существенно сократить многие расходы. Опять пере­смотр первоначальных предположений позволил достичь сомершенно иных результатов.


Выводы для информационной работы

Рассмотрев кратко поставленные вопросы, можно сделать следующие выводы, полезные для информационной работы:

Мозг человека полон представлений, воспринимаемых в качестве истин. В процессе моментальной реакции созна­ния на внешние явления мы обращаемся к этим представле­ниям, как к непреложным фактам. Ища решения той или иной задачи, мысленно перебираем эти запасы фактов, быст­ро комбинируем, перетасовываем и отбрасываем большинст­во из них.

Какой ответ дадим мы на поставленный вопрос; найдем ли мы вообще на него ответ — все это в значительной сте­пени зависит от того, признаем ли мы или поставим под со­мнение представления, обычно воспринимаемые как истины. Подавляющая масса наших представлений, рассматри­ваемых в качестве истин, правильна; некоторые из них являются предрассудками и могут направить наше мышление по неправильному пути. Третьи представления, принимае­мые за истину, частично или целиком неверны.

Исследуя любой вопрос, полезно выписать те предполо­жения, на которых основываются наши выводы, и подверг­нуть каждое из них критическому анализу. Следует поста­вить перед собой следующие вопросы: Какова возможность того, что предположения окажутся неправильными? Како­ва возможность получения иного ответа, если предположение будет сформулировано иначе? Допустим, я очень хочу полу­чить иной ответ. Какие изменения придется внести в форму­лировку исходного предположения?

Предположения лучше выписывать, чем держать их в уме, хотя бы потому, что в процессе письма наше внимание задерживается на каждом предположении на определенный ощутимый промежуток времени. Если предположения не записывать, наше сознание может бесцеремонно отбросить прочь все, что идет вразрез с первоначальной мыслью, и все это может забыться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: