Использование в информационной работе теории вероятностей и математической статистики

Знание теории вероятностей и тесно связанной с ней математической статистики и умение Применить их на прак­тике является одним из самых важных и полезных элемен­тов образования офицера информации. В огромном коли­честве случаев такие знания окажут неоценимую помощь в информационной работе, оградят от многих ошибок.

Большинство из нас специально не изучало теории ве­роятностей и математической статистики и либо слабо раз­бирается в высшей математике, либо вовсе не знакомо с ней. Многие ошибочно считают, что для уяснения теории вероятностей необходимо знание высшей математики, и потому избегают пользоваться ею, так как думают, что это им не под силу.

Для того чтобы рассеять это заблуждение, следует на­помнить, что существуют три степени знакомства с теорией вероятностей, каждой из которых достаточно, чтобы с пользой применять эту теорию в нашей работе.


Во-первых, офицер информации может научиться «мыс­лить категориями теории вероятностей», уяснив смысл примерно двух десятков терминов, например, таких, как вероятность, кривая нормального распределения, среднее значение, медиана, мода, среднее квадратичное отклоне­ние от среднего значения, средняя квадратичная ошибка, случайная ошибка, дисперсия, корреляция, статистическая значимость. Особенно важно понять характер различия между средними величинами, а также такие термины, как дециль, квартиль, ошибки выборочного метода, доверитель­ные пределы и т. д. Таким путем разведчик получит пред­ставление о теории вероятностей и сможет здраво судить о соответствующих понятиях, хотя, возможно, никогда он не научится производить вычисления по методу мате­матической статистики.

Во-вторых, он может хорошо разобраться в приве­денных выше терминах и научиться производить боль­шинство связанных с ними простых вычислений. Для это­го не требуется обладать какими-то специальными мате­матическими знаниями, кроме знания арифметики и эле­ментарной алгебры.

В-третьих, он мог в такой мере раньше изучить или вновь освоить методы математического анализа, логику и матема­тическую статистику, что он становится специалистом в этой области и может справиться с многими трудностями, связанными с применением теории вероятностей в информа­ционной работе.

О том, как приобрести о теории вероятностей знания всех трех степеней, рассказывается в работах, указанных в списке литературы в конце книги.

Назначение настоящей главы можно определить так же, как Морони [69] определил назначение своей книги §Факты из цифр».

«В конце концов весь смысл такой книги, как моя, состоит в том, чтобы вызвать интерес к рассматривае­мым в ней вопросам. Автор сочтет себя вполне удовлет­воренным, если хотя бы некоторые читатели, охотно расстающиеся с автором и его книгой, вместе с тем по­лучат некоторое представление о предмете и захотят поучиться у более опытных наставников, чьи имена


22t


ГЛАВА 6


ВЕРОЯТНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ




указаны в библиографическом списке, являющемся своеобразной книгой почета».

(Это высказывание можно в полной мере применить к настоящей книге и ее автору.)

В приводимых ниже выдержках из книги Морони (кур­сив наш.— В. П.) говорится о том значении, которое имеет математическая статистика для работы с цифровым мате-и риалом, а также для проведения исследований в области естественных и общественных наук.

«Мы ближе всего подходим к статистике, когда производим в школе приближенные вычисления (к со­жалению, развитию таких навыков уделяют все меньше внимания)...

Против чего я выступаю, так это против того, что учителя явно боятся знакомить детей с вопросами, на которые нельзя дать точный ответ. В результате детей плохо готовят к вступлению в реальную жизнь. Сомнительно, чтобы где-нибудь, помимо банка, где клерки пересчитывают грязными руками чужие медяки, точность, на которую способна арифметика, имела какую-либо ценность. Почему нас не обучают элемен­тарным правилам обращения с цифровым материалом, являющимся плотью и кровью нашей повседневной жизни?..

Нет нужды долго раздумывать, чтобы убедиться в том, что в современной жизни вряд ли найдется об­ласть, где нельзя было бы с пользой применить, пусть в самой простой форме, научной статистики...

Я обращаюсь к молодежи и говорю: как можно скорее займитесь изучением статистики. Не отказы­вайтесь от этого по недопониманию ее важности или испугавшись тяжелой умственной работы...

Кем бы вы ни были, если в процессе работы вам приходится истолковывать фактический материал, вы можете обойтись без статистики, но ее незнание от­рицательно скажется на результатах вашей работы».

В настоящей главе приводится несколько примеров ис­пользования теории вероятностей и математической статис­тики при решении специальных информационных задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: