double arrow

Введение


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

Кафедра всеобщей истории

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.

АНТРОПОГЕНЕЗ

Методические указания

для студентов исторического факультета

Ярославль 2012

Автор составители:

Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории;

История первобытного общества. Антропогенез: Методические указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.В.Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2012.

Рекомендовано

Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания. План 2012 года

Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ

Методические указания по курсу «История первобытного общества» предназначены для студентов исторического факультета. Историки (030600.62) изучают данный курс в течение 1 семестра, у туристов (100400.62) он является первой частью курса «История стран и народов», а у студентов специальности Реклама и PR (031600.62) входит в состав курса «Всеобщая история». Кроме того, значительная часть курса, в частности «Антропогенез» изучается студентами-музеологами (031502.65), как самостоятельная дисциплина.

Методические указания включают краткое содержание читаемого курса, темы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, вопросы для самоконтроля, список основных понятий и терминов и справочный материал по вопросам периодизации и проблемам антропогенеза.

Ярославский государственный университет, 2012

Е.В.Спиридонова, 2012

Введение

1. Предмет истории первобытного общества u его особенности.

2. Источники по ucтoрuu первобытности.

3. Периодизация и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества открывает курс древнейшей истории человечества. Целью данного курса является знакомство студентов со спецификой данного периода, его хронологией и основными этапами, такими как праобщина, раннепервобытная община, позднепервобытная община и эпоха разложения родового строя. Соответственно, задачами курса являются овладение студентами исходным терминологическим аппаратом всеобщей истории, понимание ими теоретико-методологических проблем истории первобытного общества, получение конкретных знаний по данному курсу.

Специфика истории первобытнсти заключается, во-первых, в длительности этой эпохи. Даже, если отнести начало данного этапа истории человечества ко времени появления Номо sapiens sapiens, то и тогда он займет более 100 тысяч лет, если же считать началом появление первых представителей рода Номо, его длительность превысит 2 миллиона лет. Вторая характерная черта данного периода - отсутствие точных дат: большинство датировок здесь даются в лучшем случае с точностью до сотни лет, а нередко до тысячи или даже десятка тысяч. Отсутствуют здесь и собственные имена, конечно, за исключением имен исследователей.




Характерной особенностью этой эпохи является также специфическая источниковая база, в частности почти полное отсутствие письменных источников и значительная роль естественнонаучных, таких как биологические, антропологические, генетические и т.д. Одну из центральных ролей в вопросах изучения истории первобытного общества играют такие науки, как археология и этнология. Принципиальное значение имеют методы абсолютного и относительного датирования находок.

До сих пор спорным остается такой вопрос как место истории первобытности в системе других наук, в частности, в зарубежном науковедении эту дисциплину нередко относят к области исторической антропологии. Различаются точки зрения на историю первобытности у сторонников формационного и цивилизационного подходов. К дискуссионным вопросам относится также проблема внутренней периодизации. В связи с неравномерностью исторического процесса, датировки отдельных этапов в истории человечества не совпадают на разных территориях. В первую очередь это касается общеисторической и археологической периодизаций.

Эпоха первобытного общества легла в основу всей дальнейшей истории человечества. Это этап становления самого человека, его культуры, науки и религии. Величайшие достижения современной цивилизации нередко восходят к древним временам. Первобытные люди овладели огнем, научились шить одежду и строить жилища, приручили и одомашнили диких животных, вывели многочисленные сорта съедобных растений, то есть заложили основы современного сельского хозяйства. Они сооружали мосты и дороги, пользовались лыжами и санями, плотами и лодками, изобрели колесо, научились делать керамическую посуду, изобрели доменные печи для плавки металла, сконструировали ткацкий станок. Наконец, именно в первобытном обществе следует искать корни искусства и религии, то есть духовной культуры. Современные люди унаследовали от своих предков массу достижений и привычек.



Многие народы Африки, Азии, Америки, Океании еще недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях первобытнообщинного строя. В данном случае история первобытного общества помогает в решении задач, связанных с их интеграцией и ролью в жизни современных государств. Пережитки первобытного мировоззрения играли значительную роль в жизни цивилизованных обществ, причем не только в древности и средневековье, но и в наше время, поэтому именно с изучения истории первобытного общества начинается изучение истории в целом.

Термины: апополитейные общества, артефакт, глоттохронология, дериваты, изоляты, креационизм, ономастика, палеодемография, преистория, протоистория, регрессаты, реликты, реституты, синполитейные общества, топонимика, этимология, этноархеология.

Учебники:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2001.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2007.

Литература:

1. Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

4. Массон В.М. Исторические реконструкции в археологии. Самара, 1996.

5. Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988.

6. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха. Хронология, периодизация, теория, модель. М., 2010

7.Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7