Праобщина (первобытное человеческое стадо)

1. Истoчники peконстpyкции пробщины.

2. Структура праобщины. Охота и собирательство.

3. Возникновение мышления и речи

4. Первые идеологические представления

Принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих живых организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием человеческого общества – социогенезом. Период первоначального объединения гоминид сначала называли «эпохой первобытного человеческого стада», сейчас чаще используется термин «праобщина». Ее зарождение осуществлялось в стадных ячейках австралопитековых, а окончательно она сформировалась на стадии архантропов. Она эволюционировала вместе с обществом, менялись численность, структура, половые отношения, хозяйство…

Главенствующую роль в вопросах реконструкции праобщины играют такие науки, как зоология, антропология и археология. Но, если внешний облик и трудовую деятельность ископаемых гоминидов восстановить более-менее точно возможно, то социальная структура общества остается предметом очень дискуссионным. Большую роль здесь играют данные приматологии.

Для современных человекообразных обезьян, таких как орангутанги, шимпанзе и гориллы возможны разные варианты объединения: как «гаремные семьи», так и стада, объединенные по «мультисамцовому принципу» без прочного объединения в пары. Видимо, на разных стадиях развития праобщины были возможны все варианты. Например, обнаруженное в 1975 году Д. Джохансоном «Первое семейство», состояло из 17 особей Austraiopithecus afarensis и включало одного взрослого самца и несколько самок с детенышами. Правда, нужно отметить, что гаремы были малоэффективны для охотничьей деятельности, т.к. характеризовались частыми конфликтами из-за самок. В стадах, состоящих из многих самцов и самок, внутреннее напряжение уменьшалось. Для них был характерен ограниченный промискуитет и достаточно тесная связь между родичами по материнской линии. Интересные выводы о семейной жизни неандертальцев были получены в результате находки в пещере Эль-Сидрон в Испании. Здесь были найдены останки 12 особей, погибших единовременно. Кости принадлежат 3 мужчинам, 3 женщинам, 3 юношам-подросткам (12-15 лет) и 3 детям (2-3, 5-6 и 8-9 лет). Была исследована мтДНК, в результате получились 3 линии: А – все мужчины, 1 женщина, 2 подростка и ребенок 8-9 лет; В – 1 женщина, С – 1 женщина, подросток и 2 ребенка. Возможно, мужчины и 1 женщина с ребенком происходили из одного рода, а женщины были пришлые, т.е. в наличии нестрогая патрилокальность.

Для австралопитеков, да и для ранних homo был характерен бродячий образ жизни, а вот архантропы, продвигаясь во все более северные районы начинают нуждаться в постоянном жилье; отсюда пещерные стоянки, наиболее известной из которых была пещера Чжоу-Коу-Дянь в Китае. Основными видами хозяйственной деятельности в эпоху пробщины были охота и собирательство. Причем, роль охоты постоянно возрастала. Правда, и ранние, и средние homo были скорее падальщиками, чем охотниками. Говорить об охоте в полном смысле этого слова, можно только начиная с Homo heidelbergensis. У древних гоминид не было ни быстроты бега крупных хищников, ни острых зубов и когтей. Единственный способ конкуренции – коллективные действия и использование орудий труда. Древнейшие каменные орудия датируются возрастом в 2,5 млн. лет.

Основным способом передачи информации как от человека к человеку, так и от поколения к поколению была звуковая речь. Существует немало гипотез происхождения и развития речи, например, выдвинутая еще в 1930-е годы Н.Я. Марром идея кинетической речи, т.е. языка жестов. Большинство исследователей выводят человеческую речь из вокализации животных, в частности аффектированных звуков и, в меньшей степени, жизненных шумов. Речь человека отличалась от них объемом передаваемой информации, фонетической и грамматической структурой. Становление речи, нашедшее отражение в изменении структуры мозга и строении гортани начинается уже со стадии ранних homo. Немало споров среди исследователей ведется и по проблеме развития мышления, особенно актуален вопрос о появлении абстрактного мышления, которое большинство авторов относят к эпохе архантропов.

Реконструкция идеологических представлений производится в основном по материалам погребений и другим археологическим данным. Вопрос об их зарождении остается одним из самых сложных в истории первобытности. Некоторые исследователи относят появление данного культурного феномена ко времени Homo heidelbergensis, но доказательства пока весьма спорные. А вот погребения неандертальцев хорошо изучены, хотя и подвергаются сомнению некоторыми историками. Наиболее известные из них это «Старик» из Ла Шапелль-о-Сен, мальчик из Тешик-Таш, «Цветочний человек» из Шанидара, массовое захоронение из Ла Ферраси и ряд других.

В это же время зарождается и символическая деятельность. Первые её образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях, прочерченные полосы на известняке и костях. На некоторых стоянках были обнаружены палочки древесного угля и охры, которыми, возможно, раскрашивали тела или предметы. Крайне немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции (30 - 35 тыс. лет назад). Имеются археологические свидетельства и ритуальной практики европейских неандертальцев. Так, для Центральной Европы известен так называемый «культ медвежьих черепов»: в пещерах Швейцарии, Германии, Югославии, Кавказа были обнаружены тайники со спрятанными там черепами пещерных медведей, иногда весьма многочисленными, что позволяет говорить об обрядах охотничьей магии или, что менее вероятно, тотемизме. Ряд исследователей связывают с идеологическими представлениями и зафиксированные случаи каннибализма.

Термины:

Антропосоциогенез, демонстрационное манипулирование, каннибализм, кинетическая речь, матрилинии, орудия труда, первобытная лингвистическая непрерывность, предметы труда, промискуитет.

Литература:

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Лавик-Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: Поведение. М., 1992.

3. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.

4. Зорина З.А.Эволюция разумного поведения: от элементарного мышления животных к абстрактному мышлению человека // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. / Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

5. Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

6. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М., 2011

7. Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. № 9. 1998

8. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М., 1993.

9. Марков А.В. Эволюция человека. Т. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М., 2011


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: