Цель и задачи

Дефекты памяти является одним из наиболее часто встречающихся нарушений психической сферы в неврологической и нейрохирургической клиниках. Они затрудняют бытовую и профессиональную деятельность больного, а при значительной выраженности - делают его глубоким инвалидом. Квалификация мнестического дефекта и организация направленных воздействий на память больных требуют проведения специального исследования степени и характера нарушений. Предлагаемая ме­тодика позволяет оценить нарушения памяти, назначить адекватные дефекту реабилитационные мероприятия, объективизировать динамику функции, сопоставить картину нарушений у разных больных.

Современные психологические исследования памяти доказывают, что мнестическая деятельность является сложным многоуровневым процессом, развёрнутым во времени, распадающимся на последовательные, имеющие неодинаковое психологическое строение этапы и характеризующимся целым рядом параметров.

Изучение нарушений памяти у больных с очаговыми поражениями мозга, проведённое А.Р.Лурия, Н.К.Киященко, Л.И.Московичюте, Д.Т.Поповой, Э.Г.Симерницкой, Н.Н.Трауготт и другими исследователям.., показало, что мнестическая деятельность обеспечивается сложной системой совместно работающих отделов мозга, причем каждый из этих отделов вносит в её протекание свой определённый вклад. Таким образом, у больных с заболеваниями головного мозга может наблюдаться не только неодинаковое, но даже изолированное нарушение тех или иных параметров памяти. Регресс этих дефектов также происходит неравномерно: на фоне быстрого восстановления одних характеристик памяти состояние других может не изменяться или даже ухудшаться по сравнению с исходным уровнем. Поэтому для анализа нарушения памяти больного требуется провести дифференцированную оценку состояния различных параметров этой функции, причем выбор таких параметров должен основываться на существующих данных о психологическом строении и мозговой организации памяти человека.

Предлагаемая методика исследования памяти удовлетворяет указанным требованиям. Шкалы методики, оценивающие различные параметры памяти, были составлены с учетом современных представлений о психологических механизмах памяти, путях её формирования в онтогенезе и особенностях нарушения при очаговых поражениях мозга. После составления методика была апробирована на большом количестве здоровых испытуемых и больных с нарушениями памяти. По данным апробации была проведена окончательная стандартизация методики и введена единая система количественных оценок результатов исследования.

Каждая шкала методики содержит несколько заданий, с разных сторон характеризующих исследуемый по шкале параметр памяти. Все задания методики малотрудоемкие и в большинстве случаев представ­ляют собой многократно проверенные и апробированные вопросы и задания нейропсихологического исследования больных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: