Работа с кризисами

Характерными особенностями кризиса являются:

- кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов;

- кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие;

- кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом;

- кризис ограничен во времени 2-6 неделями.

Развитие кризисного процесса проходит три стадии: стадия нормальной адаптации (рост напряжения, активизация прошлого опыта); стадия мобилизации (дальнейший рост напряжения и ощущения неуверенности, страха, уменьшается гибкость в подходе к проблеме); критическая стадия (повышение чувства тревоги, беспомощности, безнадежности). Человек, находясь на первой стадии, необязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку есть еще возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы. На второй стадии у клиента пробуждается готовность в контакте со специалистом, а на третьей стадии такая помощь уже оказывается необходимой.

Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.

Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее.

М.Я. Соловейчик предлагает три стадии работы с кризисом:

Первая стадия: Сбор информации.

1. Консультант помогает клиенту идентифицировать и выразить чувства, а так же связать их с содержанием жалобы.

2. Следует уделить время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом.

3. необходимо идентифицировать событие, вызвавшее кризис, и постараться выделить главное.

Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы.

1. Консультант может вместе с клиентом переформулировать проблему для понимания сути ее.

2. Консультант выясняет, что клиент уже предпринимал для решения проблемы, чтобы не было повторения вариантов решения проблем.

3. Консультант должен выяснить, что помогало клиенту справляться с проблемой раньше, для того, чтобы клиент обнаружил, что он владеет полезными навыками.

4. Если определение проблемы не происходит, то стоит провести подробный анализ ее.

Третья стадия: Альтернативы и решения.

1. Можно отказаться от попыток решения проблемы и перейти к работе с ней.

2. Можно отказаться от цели, чтобы понять, насколько она реалистична.

3. Если ситуацию нельзя исправить, то консультант может выяснить у клиента, что он мог бы предпринять для ее улучшения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: