Кризисами у взрослых

В жизни взрослого человека существует несколько возрастных периодов, в которые с ним могут происходить глобальные личностные и жизненные изменения. Эти периоды являются переходными и могут сопровождаться различными эмоциональными переживаниями и трудностями, разрешение которых – основа для перемен. Под возрастным кризисом понимается определенный возрастной этап, способствующий качественным изменениям личности. Возрастной кризис возникает при переходе с одного возрастного этапа на другой и может иметь различные проявления:

- изменения в общем психоэмоциональном фоне;

- изменения в поведении и эмоционально-волевой сфере;

- соматические проявления;

- изменения в мировоззрении;

- изменения в мотивационной сфере;

- изменения в социальной и профессиональной сферах.

Человек проживает следующие этапы и соответствующие им возрастные кризисы: кризис встречи со взрослой жизнью (18-20 лет), кризис 30 лет, кризис середины жизни (зрелости – может начаться между 35 и 45 годами), кризис встречи со старостью (между 50 и 65 годами), кризис наступления старости (между 65 и 80 годами, кризис преодоления старости (долгожители - более 90 лет).

Ориентиры консультанта в работе с проблемами возрастного кризиса:

- анализ силы и глубины переживаний, вызванных прохождением возрастного кризиса;

- анализ исходной причины возрастного кризиса;

- исследование жизненной ситуации клиента до вступления им в кризисный период;

- сбор анамнестических данных;

- анализ жизненного стиля клиента, его установок, стереотипов, используемых механизмов защиты и способов построения взаимоотношений с окружающими и адаптации в среде;

- опора на психологические знания специфики и преодоления возрастного кризиса, в котором пребывает клиент.

В процессе консультативной работы, связанной с преодолением возрастного кризиса, консультант ставит следующие терапевтические цели и решает следующие задачи:

- оказание поддержки и принятия клиента через демонстрацию важности проблемы клиента и желание помочь в ее разрешении;

- расширение взгляда клиента на свои проблемы через изменение его взгляда на проблему возрастного кризиса, в котором он находится. Задачей консультанта является показать клиенту, что возрастной кризис – это не жизненный тупик, после которого ничего нет, а нормальный закономерный период развития, предполагающий решение определенных задач и при успешном прохождении оказывающий позитивное влияние на личностный рост человека;

- помощь в выработке новых ценностей и установок, если клиент чувствует потребность в их изменении;

- коррекция жизненного стиля в том случае, если он не актуален для данного возрастного этапа;

- укрепление ресурсности личности через нахождение позитивных сторон жизненного периода, в котором находится клиент;

- помощь и оказание поддержки клиенту в ситуации принятия жизненно важных решений (развод, женитьба, смена профессиональной деятельности и т.п.);

- формирование толерантности к жизненным и возрастным кризисам;

- информативная функция, то есть предоставление клиенту необходимой информации психологического характера о специфике возрастных кризисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: